Р

Отто Ран. Крестовый поход против грааля (Kreuzzug gegen den Gral). М., АСТ, 2004. ISBN: 5-17-011582-2. 
Книга послужившего прообразом для кинематографического образа Индианы Джонса профессионального разведчика и археолога, оберштурмфюрера СС, сотрудника Анненэрбе Отто Рана вышла в 1933 году, но сохранила свою актуальность до сих пор, в частности, именно она подтолкнула в своё время Байджента, Рея и Линкольна к разработке темы «Священной загадки Европы». Исследование Рана посвящено истории Альбигойских войн и написано с прокатарских позиций, но от этого оно становится ещё более ценным, поскольку, когда автор приводит некоторые явно нелицеприятные факты — его трудно обвинить в предвзятости к альбигойцам. В отличии от многих современных публикаций т.н. «медиевистов» по данной теме, Отто Ран избегает откровенно абсурдных и мистических сюжетов (хотя собственно сектантской и христианской мистике в книге уделено немалое место), и при явно благожелательном отношении к катарам старается быть объективным, не впадая в апологию. Автор наглядно и доказательно показывает генетическую связь катаризма с богумильством (огульно отрицаемую некоторыми современными «исследователями») и вкратце затрагивает историю северных катаров, существование которых как самостоятельное явление в контексте альбигойских войн многие авторы просто игнорируют. Приведу фрагмент предисловия Рана к пятой части книги: «Катаризм был дуалистическим по своей сути движением, распространенным по всей Европе. Но чтобы не выходить за заданные рамки, в настоящей работе не обсуждается, почему катарские секты были организованы на одинаковых принципах от Балкан до Кельна и Тулузы, что длительное время укрепляло их в ожидании решительной битвы с Римом и Парижем. Я также не принимал во внимание широко распространенное представление о том, что романский катаризм — как и движение альбигойцев — был в основе разновидностью богомильства, созданного еретиками-славянами. Сходные мнения по этому вопросу (отличающиеся от моих рассуждений) можно найти в каждой работе по катарам, в частности — у Шмидта и Дёллингера. Мне значительно ближе представление о самостоятельном происхождении движения альбигойцев, основанное на моем внимательном изучении фактов, которым ранее не придавали большого значения и которые, по моему мнению, должны быть выдвинуты на первый план, в сравнении с влиянием восточноевропейского катаризма. Это следует отметить специально. В своей книге я не ставил задачу привести исчерпывающе полную сводку огромного материала: такое просто невозможно. Но все же было необходимо проанализировать с единой точки зрения многие аспекты, которые до сих пор рассматривали раздельно. »  

Матрена Распутина. Распутин. Почему?
ВОСПОМИНАНИЯ ДОЧЕРИ
МОСКВА — 2001
И.В.Захаров, правовладелец и издатель 2000

История появления рукописи достаточно замысловата и аутентичность ее вызывает определенные сомнения. Приведу фрагмент предисловия издателя: «Чтению абсолютно не мешает не всегда точное следование автором хронологии — сохранена лишь временная канва, а некоторые события «положены не на свое место». «Почему?» побеждает в борьбе с «когда?».». Хочется предупредить, что для верующего православного читателя книга безусловно кощунственна буквально с первых страниц, но зато дает возможность читателю самостоятельно сделать выводы о том, что из себя реально представляли сама Матрена и ее родитель. Книга содержит много мелких бытовых подробностей жизни высших слоев российского общества в начале XX века и тем может быть безусловно интересна для исследователя.

Книга Зогар. סֶפֶר זהַר‎ (Оригинальный текст)
Книга Зогар в переводе и с комментариями М.Лайтмана.
Зогар. Т.1./Пер. с арам. и коммент. Ярослава Ратушного и Павла Шаповала. — М.:АСТ: Восток-Запад, 2006. — 336 с. ISBN 5-478-00247-Х
Зогар. Т.2./Пер. с арам. и коммент. Ярослава Ратушного и Павла Шаповала. — М.:АСТ: Восток-Запад, 2007. — 384 с. ISBN 5-17-042098-6
Ярослав Ратушный и Павел Шаповал. Мистика Зогара.  — М.:АСТ: Восток-Запад, 2007. — 352 с. ISBN 978-5-17-044620-9
Книга Зогар, (Се́фер Зо́гар, «Книга Сияния») является одним из двух основных источников каббализма, была и остается самой известной из всей каббалистической литературы, предположительно написана в XII веке раби Моисеем де Леоном и изначально представляла собой псевдоэпиграф. Согласно каббалистической традиции книга была написана каббалистом раби Шимоном Бар-Йохайем якобы во II веке (по другому преданию — в IV веке), и в течение многих столетий была скрыта. Книга записана на арамейском языке в форме бесед автора с его учениками на философские темы: устройство и сотворение мироздания, кругооборот душ, Тора, будущее человечества, отношения Бога и человека. В книге содержится изложение каббалистических воззрений об устройстве души и посмертном странствии, об ангелах и бесах, о магии и колдовстве, о вещих снах и астрологии, о хиромантии и физиогномике. К изучению этой книги обращались в разные века самые различные и неожиданные порой  люди — предсказатель Нострадамус и ученый Ньютон, рыцари Ордена Храма и вольные каменщики, руководители ВЧК/ОГПУ и деятели поп-культуры. Комментарии М.Лайтмана к тексту естественно выдержаны в традиции его собственной каббалистической школы (т.н. «неокаббализма»), комментарии Я.Ратушного и П.Шаповала представляют собой первую попытку дать комментарии к переводному тексту книги на русском языке без отсылок к талмудической традиции сфирот.

К.Резников. Лукошко с трухой. // Русский Торонто. 2003.
Интересная книга ученого-эмигранта, родившаяся как сборник эссе. Приведу фрагмент аннотации от редакции «Русского Торонто»: «Резников Кирилл Юрьевич – доктор биологических наук, нейробиолог, антрополог. В 1992 году приехал как визитирующий ученый в Канаду. Работал в Торонтском университете. Печатался в русскоязычных газетах «Вестник» и «Вести». В 1996 году опубликовал в журнале «Москва» работу об истории украинского национализма. В сборнике эссе «Лукошко с трухой» автор размышляет о месте человека, эстетики, культуры, этносов в мире, теряющим многообразие в результате глобализации. Работа продолжает консервативные традиции художественно-философской школы Константина Леонтьева и Василия Розанова.»

Суд «Огненной палаты» . Настоящий очерк является фрагментом книги Р. Х. Роббинса «Энциклопедия колдовства и демонолгии» , Москва , изд-во «МИФ» , 2001 г.
Суд «Огненной палаты» . Настоящий очерк является фрагментом книги Р. Вильнева «Яды и знаменитые отравители» , Москва , изд-во «Крон — пресс» , 1998 г.
В этих текстах достаточно подробно, хотя и излишне на мой взгляд популярно, объясняются причины резкого роста интереса к «черным мессам» во Франции в определенный период ее истории, цели их проведения и состав участников. Читатель сопоставляя тектсты может самостоятельно сделать вывод о том, что же в действительности представляли из себя пресловутые «черные мессы». От себя хочу добавить, что трибунал «палаты» по характеру и процедуре своей деятельности очень сильно напоминал суды Первой инквизиции — видимо это закономерная тенденция в делах такого рода.

Розов А.А. Солнце на парусах. // Журнал «Самиздат».
Занятная книжка, читая которую вспоминаешь легендарный лозунг «… жил, жив и будет жить». Несмотря на вольное обращение автора с историей он приводит ряд интереснейших фактов, ставших уже классикой анахронизмов соверменной археологии. Кроме того, небезынтересно проследить специфику восприятия автором времени. Приведу фрагмент аннотации автора: «Когда человек впервые поднял парус и отправился в море, тогда и началась история. Потому что отправился он искать удачу, а в результате создал цивилизацию. Романтическая гипотеза? Да нет, реальность, самая настоящая, основанная на общеизвестных фактах. Правда потом такая история показалась кому-то неудобной — и ее заменили на другую, выдуманную, которую можно прочесть в учебнике. По выдуманной истории прошлого можно сделать прогноз только на выдуманное будущее, а нам всем предстоит жить в другом будущем — в реальном. Вот потому реальную историю имеет смысл восстановить хотя бы в общих чертах.».

Александр РОСЛЯКОВ. Подвиг чиновника.
А.Росляков кратко рассматривает содержание книги «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годов», статья была опубликована в газете «Советская Россия» в феврале 2005 года.