Н

С.Г.Нечаев. «Катехизис революционера». Женева, 1869 г.
//Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. М., Археографический центр, 1997.

Замечательный документ своей эпохи, наглядно иллюстрирующий «гуманизм» и приверженность «общечеловеческим ценностям» российских «борцов за свободу». Как известно, именно его автор стал прототипом для главного героя романа Достоевского «Бесы». Приведу фрагмент аннотации издательства:»Первоначально заглавие отсутствовало и появилось как обозначение этого документа в ходе процесса над нечаевцами в 1871 г. Кружок С.Г.Нечаева (1847–1882), сына провинциального мещанина, возник в Петербурге в конце 1868 г., в атмосфере студенческих беспорядков, когда вновь активизировавшееся революционное подполье пыталось взять реванш за разгром, последовавший после выстрела Каракозова. С 1869 г. Нечаев живет за границей, сближаясь с М.А.Бакуниным и Н.П.Огаревым, участвует выпуске целого комплекса прокламаций. Входящий в этот комплекс «Катехизис революционера» является плодом коллективного творчества, вобравшим в себя идеи не только Нечаева, но и Бакунина, и П.Н.Ткачева, которым принадлежат базовые положения «революционного макиавеллизма». В «Катехизисе» впервые в русской истории была сформулирована программа широкомасштабной террористической деятельности. Революционная практика Нечаева выразилась в основанной им организации «Народная расправа» (осень 1869 г., Москва). Инспирированное руководителем убийство члена организации студента Иванова привело к судебному процессу над нечаевцами, имевшему широкий резонанс в русском обществе. «.

Николаев Ю. В поисках за божеством. Очерки истории гностицизма. СПб., 1913.
Юрий Николаев — псевдоним Юлии Николаевны Данзас (1879-1942), внучатой племянницы Константина Данзаса — друга А. С. Пушкина, его соученика по лицею и секунданта на последней дуэли. Она была фрейлиной императрицы Александры Федоровны, участвовала в сражениях Первой мировой войны (была награждена Георгиевским крестом), после прихода к власти большевиков оказалась в Соловецком лагере. К сфере её научных интересов относились история первых веков христианства и религиозно-философские искания, именно этим темам посвящена данная работа. Это была первая в России монография о гностицизме I-II веков, в ней удачно сочетается серьёзность научного исследования с доступностью изложения. Помимо Л.Н.Гумилёва достоинства этой книги отмечали М.Горький и Н.А.Бердяев.

Николаевский Б. И. Тайные страницы истории.
Ред. -сост. Ю. Г. Фельштинский.
М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995.

В качестве аннотации приведу таковую от издательства: «В книгу вошли не публиковавшиеся ранее документы и материалы из архива известного русского историка Б. И. Николаевского, хранящиеся в Гуверовском институте (Стенфорд, США). В ней рассматриваются такие сюжеты, как история «Большевистского центра», Ленин и деньги большевистской организации, Германия и русские революционеры в годы первой мировой войны, биография Маленкова, постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1934 г.». От себя добавлю, что книга вышла под редакцией д.и.н. Ю.Фельштинского — историка старой советской закалки, гражданина Израиля и жителя США, в настоящее время подвизающегося в качетсве содержанки и «социал-прислужницы» у г-на Б.Березовского. Это обстоятельство следует учитывать при работе с книгой, поскольку нельзя исключать, что материалы Николаевского не подверглись «творческой переработке» г-на Фельштинского в стиле классической советской исторической традиции, помноженной на желание следовать политическому моменту и идеолгическим установкам страны проживания. Только один пример — нигде ни одним словом, говоря о Николаевском, редактор не упоминает о его известнейшей книге «История одного предателя», с которой довелось в свое время работать и мне.

Б.И.Николаевский. Русские масоны и революция. М., «Терра» — 1990.
Сборник документов о масонстве из архива Б.И.Николаевского, изданный под редакцией небезызвестного Фельштинского. Следует учитывать, что подача материала по столь специфической теме безусловно тенденциозна и местами носит откровенно пропагандистский характер. В то же время представляют несомненную ценность публикуемые свидетельства масонов о персональном составе лож в начале XX века, о политических целях и задачах русского масонства. Интересны в частности упоминания о планировавшихся масонских покушениях на Николая II, о масонских основоположниках украинской самостийности и т.д.

В. Нифонтов. «Русский либерал» как религиозный тип
Дискуссионная статья, странным образом перекликающаяся с предыдущими публикациями Павла Виноградова. Занятно, что автор, не используя аппарат ПТЭ, приходит по сути к тем же выводам. Вплоть до манихейских корней явления. Ссылка предоставлена читателем нашего сайта Андреем.

Friedrich Nietzsche. «Also Sprach Zarathustra»
Одна из основных работ известного немецкого философа, выдержала огромное количество переизданий, я сам в свое время пользовался российским изданием 1911 года. Послужила основой для множества более поздних европейских философских изысканий, не исключая и мистику германских нацистов.