Комнин А. Пассионарность

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© Комнин А., 2009 г.

© «Теория антисистем. Источники и документы», 2009 г.


Антон Комнин

//А.Комнин. Пассионарность. М.: 2009.

Пассионарность.

Выдающийся отечественный ученый и мыслитель Л.Н. Гумилев в основном известен как создатель пассионарной теории этногенеза (ПТЭ). Одним из важнейших терминов этой теории является пассионарность. Размышлениям над этим термином посвящена данная работа.

 

Пассионарная теория этногенеза.

Думаю, в начале следует кратко изложить теорию Гумилева. Согласно этой теории люди делятся на три типа: пассионарии, субпассионарии и гармоничные люди. Гармоничные люди это те, кто работают достаточно хорошо, чтобы выжить в нормальных условиях (не экстремальных)[1]. Они работают на сохранение этнической системы (Гумилев использовал в своих работах системный подход, и основным объектом исследования у него была этническая система). Пассионарии же работают не только на сохранение, но и на развитие (усложнение) этнической системы. Они неплохо действуют в экстремальных условиях. Кроме, того, обладают способностью заражать своей активностью окружение (это явление называется пассионарной индукцией)[2]. Ресурсы по возможности накапливают, ареал обитания стремятся расширить. А субпассионарии это те, кто работает недостаточно, чтобы прокормить себя и свои семьи. Живут за счет паразитирования и накопленных ресурсов (если они есть)[3].

Пассионарность как и ее отсутствие зависит от генетической природы человека.

Активность этнической системы зависит от соотношения в ней перечисленных типов людей. Если пассионариев относительно много, этническая система активна. Если пассионариев мало, этническая система малоактивна.

В процессе этногенеза (который длится около 1200-1500 лет) процент пассионариев в этнической системе понижается[4]. Пассионарии исчезают в результате естественного отбора. Потому что попытки что-то изменить почти всегда связаны с самоотверженностью и риском. Когда число пассионариев становится минимальным, этническая система либо гибнет, либо переходит из динамического состояния в статическое. После чего живет в гармонии с природой, не развиваясь (такие народы Л.Н. Гумилев называл «персистентными этносами», «реликтами»)[5].

Каждый новый этногенез начинается с появления пассионариев, которые, появившись, создают новые ЭС.

Почему происходит появление пассионариев пока не ясно. Л.Н. Гумилев мог только констатировать известные факты. По его наблюдению появление пассионариев (и созданных ими новых ЭС) происходит одновременно в нескольких регионах расположенных на полосах шириной порядка 200-400 км и длиной примерно 0,5 окружности планеты.

Микромутацию, вызывающую появление пассионарного признака Гумилев назвал пассионарным толчком (ПТ).

Он придерживался гипотезы, что пассионарные толчки происходят благодаря «лучам из космоса». Но подчеркивал, что это лишь гипотеза.

 

ПТЭ и другие научные дисциплины.

Историки, как правило, не принимают теорию Гумилева. Почему? Думаю, не ошибусь, если скажу, что основная причина в том, что Гумилев был не совсем гуманитарием. И при создании своей теории он стремился использовать и естественные науки.

В словаре терминов ПТЭ, составленным учеником Л.Н. Гумилева В.А. Мичуриным, есть три определения пассионарности, из которых нас в данный момент интересуют два. «Пассионарность как характеристика поведения» (повышенная активность) и пассионарность как генетический признак (который является причиной «пассионарного поведения»).

На мой взгляд, оба термина имеют лишь косвенное отношение к  исторической науке. Пассионарное поведение – это скорее относится к психологии (вернее, этологии). А пассионарный ген – это уже вопрос к генетике и биологии.

Пожалуй, историки и не должны принимать (или опровергать) ПТЭ. Это не совсем в их компетенции. Подтверждать или опровергать гумилевские гипотезы должны скорее психологи и генетики. И если они подтвердят ее положения, то историкам ничего не останется, как смириться с тем, что Гумилев прав. Пока же они могут выбирать, считать его гипотезы  правдоподобными или нет.

Основная работа Л.Н. Гумилева, где излагаются основы ПТЭ – это «Этногенез и биосфера Земли». Он её использовал при защите докторской диссертации по географии (а не по истории). При этом его оппонентами были географ и биолог. И (как мне показалось) среди его учеников гораздо чаще встречаются географы и биологи, чем историки. Лично меня это скорее радует. В вопросах, связанных с пассионарностью, биологи должны учить историков, а не наоборот.

Интересно, что «поведенческую» пассионарность люди уже активно используют в разговорах. В принципе даже многие оппоненты Гумилева признают, что «есть активные люди, благодаря которым идет развитие». Под вопросом стоит «генетическая предрасположенность». То есть оппоненты не согласны с тем, что пассионарность определяется генетической конституцией человека. Если пассионарное поведение мы можем наблюдать, то существование пассионарного гена остается под вопросом.

 

Инстинкт развития.

“…и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и
наполняйте землю, и обладайте ею…”
(Быт. 1:28)

 Я как-то размышлял над вопросом «Что такое пассионарность?». У меня появлялись некоторые ответы. И при этом я понимал и понимаю, что они скорее из сферы биологии, чем истории.

Я пассионарность называю «инстинктом развития». Люди, у которых развит этот инстинкт, стремятся не только к существованию, но и к развитию. Они стремятся к нему инстинктивно.

Тут нужно вспомнить, что Гумилев видел проявление пассионарности и у животных. Она у них проявлялась и проявляется в миграциях.

Впрочем, говорить о пассионарных животных, наверное, не совсем корректно. Потому что слово «пассионарность» происходит от «passio», что означает «страсть». И  получается смешное словосочетание «страстные животные». Скорее следует говорить о повышенной активности.

Хрестоматийный пример – скандинавские лемминги, которые почему-то бегут к морю, а затем плывут, обреченные на гибель в пути.

Из-за параллелей с животными Гумилева обвиняли в биологизаторстве. Но по замечанию В.А. Мичурина, Гумилев неоднократно подчеркивал, что человек в отличие от животного выдает энергию в виде осмысленных, социально значимых действий[6].

И действительно, если помнить, что речь идет об инстинкте, то становится ясна безосновательность обвинений. Ведь никто не отрицает, что люди, как и животные, потребляют пищу, спят, размножаются. И там и там удовлетворяются одни и те же инстинкты. Но люди при этом совершают осмысленные действия.

Остается вопрос «Зачем?». С известными инстинктами вроде все ясно. А зачем нужен этот «инстинкт развития»?

Что происходит в результате него? Расширения ареалов обитания. Так, скажем, у людей, группа пассионариев, а также те, кого им удалось увлечь, идут из насиженных мест за новые горизонты и, если повезет и все пройдет благополучно, осваивают новые территории. Кто-то при этом остался на старом месте. В результате увеличилось число заселенных регионов.

Почему пассионарный признак есть только у небольшой группы людей? Потому что миграция – дело рискованное. Если пойдут все люди, то они все могут погибнуть. К тому же, даже если переселение прошло бы успешно,  это было бы просто переселение, а не расширение ареала. Ведь на старом месте никого бы не осталось.

Кстати, это надо помнить, чтобы не путать «пассионарную миграцию» с вынужденной. Вынужденные миграции происходят, из-за катаклизмов (в основном, природных) на старом месте. Естественно, расширения ареала при этом не происходит.

Пассионарии же идут к новым местам не оттого, что на старом месте стало неуютно. Ими двигают, не внешние проблемы, а внутренние стремления.

Освоив новые территории, пассионарии ищут другие способы приложения своей избыточной энергии. При этом они гибнут, так как их деятельность связана с риском. Со временем пассионариев не остается. Но расширение ареала уже произошло.

Схожая картина у животных. Они ведь тоже время от времени расширяют ареал обитания (хотя, видимо, реже, чем люди).

У людей в результате пассионарных мутаций происходит появление новых этносов. У животных – появление новых популяций.

Зачем это нужно? Для сохранения вида. Представим себе. Если бы не было пассионариев, то вид существовал бы только в одном регионе, в котором он появился. Тогда один единстрвенный природный катаклизм мог бы привести к его гибели.

Если же вид населяет несколько регионов, то катаклизм в одном регионе не коснется других, и гибель одной популяции не приведет к гибели всего вида.

Таким образом мы видим, что инстинкт развития необходим для самосохранения. В природе все удивительно продумано.

 

Пассионарные толчки. Антиэнтропийные эксцессы.

«Он сказал, –  и сделалось; Он повелел, – и явилось.» (Пс. 32:9).

 Л.Н. Гумилев, на наш взгляд, довольно правдоподобно и логично описал процесс этногенеза: жизнь и смерть этнических систем. Но вопрос о рождении новых этнических систем (ЭС) остается во многом открытым. Как мы уже говорили, тут Лев Николаевич ограничивался гипотезами[7]. Сказать, почему происходят мутации, приводящие к появлению пассионариев, он не мог.

В том, что причины ПТ и рождения новых ЭС точно неизвестны, нет ничего удивительного. Вопросы, связанные с существованием и исчезновением видов, как правило, более легкие, чем вопросы, связанные с появлением. Мы легко можем представить (а иногда и увидеть) процесс исчезновения видов. А вот как новые виды появляются? Этот вопрос сложнее. То же касается и ЭС.

Как заметил последователь Л.Н. Гумилева И.С. Шишкин, мы сначала узнаём о существовании явления, а затем уже выясняем причины этого явления. В науке это нормально. В том числе и в исторической науке.

Многие явления, связанные с появлением чего-то нового, до сих пор непонятны. О том, почему появлялись новые виды животных, или новые звезды, человек скорее догадывается. Точно это не известно.

В этом мире происходило не только упрощение и исчезновение (что условно можно назвать энтропией), но и усложнение.

Иногда в мире происходят антиэнтропийные эксцессы. Иначе в результате энтропии мир давно бы погиб.

Надо помнить, что ПТ это частный случай мутаций. Их причины, как правило, неизвестны, но в том, что они есть, никто вроде не сомневается. Правда, некоторые замечают, что в наблюдаемый период не появилось ни одного нового вида. Но и эти люди признают мутации, в результате которых появляется внутривидовое разнообразие. Так благодаря мутациям есть разные породы собак, и разные человеческие расы. А «пассионарные мутации» тоже внутривидовые (новых видов при этом не появляется).

Забавно читать критиков, которые говорят о неизвестности причин пассионарных мутаций. Потому что о причинах других мутаций тоже очень часто неизвестно.

Мутации помогают виду (роду, семейству и т.д.) адаптироваться в разных условиях. Так, бурому медведю тяжело было бы жить на Крайнем Севере. Но там живет белый медведь.

Предназначение мутаций – увеличение внутривидового разнообразия, с целью улучшения адаптивных навыков для вида, которые помогают расширять ареал обитания.

Несложно заметить, что у пассионарных мутаций такое же предназначение. Они помогают человеку осваивать новые ландшафты. Благодаря им появляются новые человеческие коллективы, которые идут «за новые горизонты» и осваивают новые территории.

В результате этногенеза пассионарии исчезают. Это – энтропийный процесс. В результате ПТ они появляются. В результате этногенеза народы переходят из динамичного состояния в статическое. В результате ПТ статичное состояние популяции сменяется динамичным. В результате различных катаклизмов (природных, политических) народы гибнут. В результате ПТ народы появляются.

В природе есть какие-то механизмы усложнения, необходимые для сохранения. Если бы в природе происходили только упрощения, мир давно бы погиб.

Итак, даже если мы не знаем «почему? Как?» мы знаем «зачем?». Пассионарные толчки – это один из «антиэнтропийных эксцессов», механизмов, благодаря которым происходит сохранение существующего мира.

Остается только повторить: смотря на природу, не устаешь поражаться, как в ней все разумно устроено.

 

 

Литература

  1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: ООО «Издательский дом “Кристалл”», 2001.
  2. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы . М.: Экопрос, 1993.

 

 

Примечания

[1] Гумилев Л.Н. Этносфера,,,  С. 497.

[2] Там же…  С. 506-507.

[3] Гумилев Л.Н. Этносфера… С. 520-521.

[4] Там же…  С. 539-540.

[5] Там же…  С. 537-538.

[6] Этносфера. История людей и история природы.

[7] Гумилев Л.Н. Этносфера…  С. 512.