Иностранные издания

Memories of a Lost Soul.
Анонимное издание, вышедшее предположительно в конце XIX или самом начале XX века и также пользовавшееся большой популярностью в кругах английских и американских оккультистов, сатанистов и пр..

Memoirs of the Secret Societies of Italy. London, 1821.
Источник по такой весьма нечасто упоминаемой теме, как тайные общества в итальянских государствах до второй трети XIX века, поскольку последующая деятельность карбонариев, нацеленная на объединение Италии, своей масштабностью заслонила их от позднейших исследователей. Автор показывает идейную взаимосвязь средневековых вальденсов и патаренов с ранними итальянскими масонами, упоминает о роли трубадурской традиции в формировании их ритуалов.

Suggestive Inquiry into the Hermetic Mystery. London, 1850.
Добросовестное обзорное описание т.н. герметических мистерий пользовалось большим спросом в масонских кругах британской столицы в XIX веке и выдержало несколько переизданий уже в XX веке, полное название книги — «A Suggestive Inquiry into the Hermetic Mystery with a Dissertation on the more Celebrated of the Alchemical Philosophers».

De Bock. Histoire du Tribunal Secret. Metz, 1801.
Usener. Die frei- und heimlichen Gerichte Westphalen. Frankfurt, 1832.
Hutter. Das Vehmgericht. Leipzig, 1789.
Wigant. Das Vehmgericht. Hamburg, 1825.
Koop.Verfassung der heimlichen Gerichte. Goettingen,1794.

Серия достаточно однотипных, и по большей части взаимно компилятивных источников о «тайных судах» в Германии. В совокупности дают достаточно полный охват проблемы, поскольку с тех пор новых документов по данной теме в научный оборот практически не вводилось.

Aroux. Les Mysteres de la Chevalerie. Paris, 1858.
Книга стала первым серьезным исследованием тайных ритуалов храмовников, написанным с позиций исторического интереса, а не в целях обвинения в ереси. Автор собрал все свидетельства об особых ритуалах рыцарей Ордена Храма, как содержавшиеся в актах инквизиции, так и в т.н. «тайных» уставах Ордена.

Baur. Sur le Manicheisme des Cathares. Tuebingen, 1831.
Труд Баура «О манихействе катаров», также изданный в Германии, можно считать прямым продолжением работы Вольфа, несмотря на то, что их разделяет более ста лет. В нем автор впервые доказательно изложил тезис о том, что альбигойская ересь, религия катаров были по сути не течением в христианстве, а развитием манихейства, мимикрировавшим под движение сторонников «чистого», «неискажённого» христианства.

Berck. Geschichte der Westphaelischen Vehmgerichte. Bremen, 1814.
История вестфальских «тайных судов» была написана и опубликована вскоре после освобождения земель Германии от французов, и дала немецкому читателю ретроспективу традиций организации тайного сопротивления в мелких германских княжествах.

Heinrich Cassel. Demonia Particularis. Signs and Rituals. RING Publications.
Книга Генриха Касселя является не исследованием по католической демонологии, как можно было бы предположить из названия, а обширным обзором всякого рода ритуалов и ритуальных предметов, использование которых средневековыми чернокнижниками, некромантами и пр. было зафиксировано в документах инквизиции.

de Castro. Il Mondo Secreto.
Книга де Кастро посвящена описанию всякого рода средневековых тайных обществ и общин, как религиозных или мистических, так и политических, ею пользовался при написании своего обзора Гекертон.

Frank. La Cabala. Paris, 1843.
Книга Франка, бельгийского еврея по происхождению, стала буквально «настольной» во многих французских масонских ложах практически сразу же, как была издана. Помимо этого, она была широко известна в кругах французских оккультистов, ею пользовались такие известные личности, как Элифас Леви, Папюс и др.. Она полезна не столько как источник по каббалистике, сколько для понимания первооснов идеологии «Великого Востока».

Freystadt. Cabalistische Philosophie. Koenigsberg, 1830.
Изданная в Кёнигсберге «Каббалистическая философия» Фрайштадта посвящена не учению каббалистов как таковому, а именно подробному рассмотрению его философской доктрины, изучению особенностей видения мира, мировосприятия у иудеев-каббалистов и их неиудейских последователей.

Hammer. Origin, Power, and Fall of the Assassins.
Обширное исследование по истории асассинов впервые познакомило английского читателя с историческими данными, а не легендами, о деятельности этой организации-«ордена». В настоящее время в западноевропейских исторических кругах ссылаться на этот труд считается «дурным тоном» в силу его «неполиткорректности», автор якобы «оклеветал» мирных исмаилитов-низаритов, хотя как минимум абсурдно отрицать террористический характер их деятельности, они до сих про служат достойным примером для исламских террористов всех мастей.

Higgins. Celtic Druids. London, 1829.
Исследование профессора Хиггинса (не литературного персонажа, а вполне реального лица, послужившего его прототипом) было одним из первых серьезных научных трудов, посвящённых описанию как античного друидизма в Британии, так и тайных средневековых общин, возникших на его базе.

James. Dark Scenes of History. London, 1849.
Книга Джеймса “Тёмные страницы истории”, вышедшая в 1849 году в Лондоне и на следующий год переизданная в Нью-Йорке, послужила одним из основных источников для Гекеторна при работе над его книгой “Тайные общества всех веков и всех стран”. Немалый объем этого труда Джеймса посвящён описанию истории альбигойцев и ордена храмовников.

 Juan Luis Jorge. De bibliotheca Reflexions on the power of the verb in certain texts. Stafford, 1919.
Изданная в Стаффорде сразу после Первой мировой войны, эта книга была необычайно популярна у британских и американских сатанистов, в частности, ею по всей видимости активно пользовался Алистер Кроули.

Fratre Johan Markus. The Creatures of Night. By Hubertus the Bald.
«Порождения ночи» — не дошедший до нас в подлиннике (на латыни) классический труд католического демонолога отца Губерта, переведённый на английский в одном из монастырей отцом Иоганном Маркусом. Переизданный в начале XX века, он пользовался большой популярностью в кругах английских и американских оккультистов, сатанистов и пр., поскольку долгое время являлся едва ли не не единственным изданием такого рода, доступном англоязычному читателю.

Matter. Historie critique du Gnosticisme. Paris, 1847.
«Критическая история гностицизма» заложила основы современного подхода к изучению гностических течений, и потому закономерно вызывает ярость и неприятие даже у современных их последователей. В ней впервые была со всей очевидностью показана связь между гностическим «гуманизмом» и человеконенавистническими доктринами его адептов.

Millot. Vie des Troubadours.
«Жизнь трубадуров» — один из самых ранних научных трудов, посвященных описанию средневековых трубадуров, их происхождения, нравов и обычаев. Помимо прочего автор указал на распространённость среди трубадуров альбигойской ереси и на её идеологическое родство с манихейством.

Moldenhauer. Proces-Verbal. 1791.
Немецкий источник по процессу храмовников, во многом повторяющий более ранние английские и французские, вышел в период революционных войн Франции и потому не мог не испытать на себе «влияния исторического момента», однако от этого не стал менее ценным и интересным.

Henrichus Neuhusius. Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis. 1618.
Одна из многочисленных публикаций розенкрейцерской тематики, появившихся в первое десятилетие развития этого мистического ордена, судя по всему было инспирировано самими розенкрейцерами, в частности в качестве объяснения того факта, почему столь могущественный орден никак себя уже не проявляет, автор изложил версию, что розенкрейцеры «скрылись на Востоке» от ужасов Тридцатилетней войны.

Nicolai. The Templars. 1780.
Фундаментальный (для того времени) труд Николаи о храмовниках вплоть до середины XIX века был одним из основных источников сведений об этом ордене для европейской читающей публики. Автор добросовестно и подробно изложил все накопленные к тому времени сведения, не исключая и пёстрых орденских ленгенд, из-за чего рассматривать его как аутентичный источник по истории Ордена сейчас уже наверное не следует, однако особенности восприятия идеологии рыцарей-храмовников переданы достаточно верно.

Charles Knight. Secret Societies of the Middle Ages. London, 1836.
Работа Чарльза Найта — наверное одно из первых серьёзных исследований средневековых тайных обществ, не ограничивающееся рассмотрением исключительно европейских стран, автор показал взаимосвязь и взаимопроникновение средневековых мистических структур Ближнего Востока, Византии и католической Европы.

Du Puy. Condemnation of Templars. Brusseles, 1713.
Du Puy. Documents relating to the Trial of the Templars. 1650.

Две работы одного автора, посвященные подробному описанию процесса над храмовниками и последующих судебных репрессий в отношении этого ордена. Автор подробно перечисляет все специфические обвинения в ереси, предъявленные рыцарям Храма, упоминая и о специфических ритуалах, практиковавшихся ими. Книги пользовались большой популярностью в Англии у членов масонских лож шотландского обряда.

Knorr von Rosenrot. Cabala Denudata. 1677.
«Разоблачённая Каббала» — классическое исследование по вопросу, вызвавшее к жизни немало подражаний, было составлено немецким теологом фон Розенротом в соавторстве с неким неназываемым раввином. В него вошли латинские переводы трех древнейших фрагментов из книги «Зогар» и обширные комментарии к используемым в них терминам, а также несколько средневековых трактатов, в том числе «Книги Друсхим» основателя каббалистической секты XVI века Исаака Лурии, и «Трактат о душе» также основавшего собственную школу в том же столетии Моисея Кордоверо. Современные иудеи-каббалисты считают, что эта книга для своего времени — «одна из важнейших публикаций в области популяризации древнееврейской доктрины».

Rousseau. Memoires sur les Ismaelites.
Записки Руссо об исмаилитах фактически неизвестны отечественным исследователям. Надо отдать должное автору — энциклопедист собрал практически все доступные в его время свидетельства об исмаилизме и исмаилитах, и сделал выводы об их взаимосвязи с «орденом» асассинов и наследниками ближневосточных манихеев.

S.de Sacy. Expose de la Religion des Druses. Paris, 1838.
Исследование по особенностям верований друзов, автор показал влияние гностических доктрин и манихейского учения на формирование религии друзов, зародившейся первоначально как течение в исмаилизме.

Selmer. The Rosicrucians.
Ранний обзор деятельности розенкрейцеров, написанный, в отличии от всех предыдущих публикаций на эту тему, не с позиций апологии или критики ордена, а как историческое исследование. Автор вероятно одним из первых указал на манихейские корни некоторых розенкрейцерских доктрин, воспринятых позднее спекулятивным масонством.

Schmidt. Geschichte der Albigenster.
Написанная Шмидтом «История альбигойцев» долгое время служила первоисточником по этому вопросу для всех европейских историков. В том числе этим трудом пользовался при подготовки своей магистерской диссертации Н.Осокин, и название его диссертации отсылает именно к этому изданию.

Monsignor Vachey, Legate in the Curia of the Vatican. The Book of Yael. Signs of Stone. Eucharistic Rituals of Forbidden Cults.
Книга рассматривается многими как мистификация, однако труд «Евхаристические ритуалы запрещенных культов» действительно существовал в средние века, как и апокрифическая «Книга Иаили». Данный труд может служить дополнением к обзору Генриха Касселя.

Saint-Victor. Mysteries of Antiquity. Ispahan, 1788.
Ричард де Сен-Виктор — безусловно псевдоним, настоящее имя автора этой книги неизвестно. Указание в качестве места издания Исфагана (в то время столицы Персии) — скорее всего мистификация автора, стремившегося максимально затруднить розыск его церковными властями. Книга пользовалась огромной популярностью в конце XVIII века в кругах французского и немецкого масонства. Автор составил описания якобы античных мистерий, часть из которых почти наверняка или выдумана им самим, или позаимствована им из масонской литературы.

Wolf. Manichaeismus ante Manichaeos, et in Christianismo Redivivus. Hamburg, 1707.
Книга профессора Иоганна Христофора Вольфа фактически открыла светскому европейскому читателю такое явление, как манихейство, изучением которого в Европе занимались до того практически исключительно богословы. При этом автор попытался связать манихейскую идеологию с тезисами ревнителей «очищения» христианства, возврата «к истокам». Таким образом впервые было показано не только родство манихейства со средневековыми христианскими ересями, но и его идеологическая близость со многими сектантсткими учениями в рамках современного западного христианства.

С.С.Уваров. Essai sur les Mysteres d’Eleusis. Paris, 1816.
Эссе русского масона графа Уварова, изданное в Париже и посвящённое описанию античных Элевзинских мистерий. Разумеется описание дано с позиций масонской мистики, однако, по мнению Гекертона, содержит и достоверный фактический материал.