Иванова М. Антисистема в России начала XX века в контексте религиозно-философской концепции

Замечание об авторских правах. На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями на текущий момент). Удаление размещённых на этой странице знаков охраны авторских прав либо замещение их иными при копировании данного текста и последующем его воспроизведении в электронных сетях является грубейшим нарушением статьи 9 упомянутого Федерального Закона. Использование данного текста в качестве содержательного контента при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), подготовке документов, текстов речей и выступлений, использование в аудиовизуальных произведениях без указания источника его происхождения (то есть данного сайта) является грубейшим нарушением статьи 11 упомянутого Федерального Закона РФ. Напоминаем, что раздел V упомянутого Федерального Закона, а также действующее гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации предоставляют авторам широкие возможности как по преследованию плагиаторов, так и по защите своих имущественных интересов, в том числе позволяют добиваться, помимо наложения предусмотренного законом наказания, также получения с ответчиков компенсации, возмещения морального вреда и упущенной выгоды на протяжении 70 лет с момента возникновения их авторского права.

Добросовестное некоммерческое использование данного текста без согласия или уведомления автора предполагает наличие ссылки на источник его происхождения (данный сайт), для коммерческого использования в любой форме необходимо прямое и явно выраженное согласие автора.

© Иванова М., 2004 г.

© «Теория антисистем. Источники и документы», 2004 г.


 

Марина Иванова

 Антисистема в России начала XX века в контексте религиозно-философской концепции

ПРЕДИСЛОВИЕ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.

Прошло уже более века, после того, как мировое сообщество столкнулось с таким явлением, как Российская Советская Демократическая Рабочая Партия – РСДРП(б) – большевиков.

Ведомая своим лидером Владимиром Ильичем Ульяновым (Лениным), партия начертала на своих «знаменах»:

«Марксизм-ленинизм есть интернациональное учение. Его благородные цели, указывающие путь всему человечеству к светлому будущему, все шире распространяются среди трудящихся масс всего мира, оказывает все большее влияние на ход мировой истории. Победное шествие марксизма-ленинизма не могут остановить никакие силы». [1]

Так, большевики-ленинцы, что же это за исторический феномен-то такой?

Попробуем разобраться! А вести нас по запутанным логическим лабиринтам будут, как это не странно, древние как мир понятия, такие, как Добро и Зло, Бог, и его антитеза Дьявол.

— Что за мистика!? — воскликнет возмущенный материалист!

Не спешите с выводами мой уважаемый научный исследователь!

«…ведь теория по необходимости является… совершенно рациональной, в то время как догмат выражает посредством образа нечто иррациональное. Иррациональный факт, каковым является и психика, куда лучше передается в образной форме». [2]

Вот мы и попробуем выполнить обратные логические построения, и через иррациональную образную форму выйти на рациональную теорию. В конце концов – на объективное обозначение искомого явления. Или же говоря иначе, применим научный метод диалектического и исторического материализма.

Для начала, давайте, выделим определения АНТИСИСТЕМЫ, как их представил Ученый Лев Николаевич Гумилев:

«Но когда памятник культуры (дворец, сад, картина и т.п.) или природы (лес, озеро, стадо бизонов) уничтожается и не заменяется ничем, то это уже не развитие, а его нарушение, не система, а антисистема. Руины или трупы не могут ни развиваться, ни сохраняться, для потомства. Динамика сменяется статикой, жизнь — смертью, изменение структуры – аннигиляцией».

«Антисистема подобна популяции бактерий или инфузорий в организме: распространяясь по внутренним органам человека или животного, бациллы приводят его к смерти… и умирают в его остывающем теле».

«…антисистему, т.е. системную целостность людей с негативным мироощущением». [3]

Вот и мы, в нашем исследовании, будем опираться на эти определения, как на ОБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ оценки произошедших событий. В принципе, каждое из них уже самодостаточное, но мы будем подразумевать полный комплекс.

Итак! Главный вопрос: а, возникла ли, или более правильно, исходя из негативного мироощущения ее носителей, активировалась ли АНТИСИСТЕМА в России начала XX века?

Какие же условия для возникновения антисистемы определяет Лев Николаевич?

«Для появления устойчивой антисистемы необходимы два параметра: упадок, например момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса». [4]

Выполнялись ли эти условия в России начала XX века, и особенно в период Первой мировой войны?

Да, конечно же!

И, тогда мы конкретизируем нашу задачу: разобраться, являлись ли большевики-ленинцы антисистемой, или же, события того времени можно отнести к эксцессам фазы нормально текущего этногенеза – надлома?

В 1956 г. в Нью-Йорке вышла книга швейцарского философа Дени де Ружмона «Доля дьявола», обзор сатанизма в современном обществе. (Rougemont, Denis de – «The Devil’s Share», An Essay on the Diabolic in Moden Society) [5]. В ней он дает целый ряд определений дьявола, которые, кстати, повторяются и у других философов. Вот некоторые из этих формул:

Первый трюк дьявола – это доказать, что он не существует.

— Дьявол – это Никто и Ничто, но это Ничто ничтожит.

— У дьявола масса алиби и инкогнито.

— Дьявол любит маскироваться под ангела света.

И т.п.

Да, но нам-то научным исследователям, какое дело до всей этой мистики?

А, что если попробовать понятие дьявол заменить понятием АНТИСИСТЕМА (в нашем случае)! Тогда начинает просматриваться очень интересная картина. Вот мы и попробуем методом диалектического и исторического материализма рассеять тот философско-мистический «туман», который напустил известный философ.

Для нашего исследования наиболее интересен исторический период 1903 – 1937 гг., то есть, от времени гипотетического возникновения антисистемы: II съезда РСДРП(б), через 1917 г. — поры наивысшей активности, до периода, начиная с середины 30-х – уничтожения антисистемы.

ВЛАСТЬ.

Дьявол всегда стремится к власти.

Маркс изрек «вдохновляющие» слова:

«После прихода к власти нас станут считать чудовищами, на что нам, конечно, наплевать» [6].

Из воззвания питерским рабочим, от членов ЦК РСДРП, не согласных с политикой Ленина:

«Революции нанесен тяжелый удар, и этот удар нанесен не в спину генералом Корниловым, а в грудь – Лениным и Троцким… Не дождавшись даже открытия съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов, эта партия путем военного заговора в тайне от других социалистических партий и революционных организаций, опираясь на силу штыков и пулеметов, произвела государственный переворот… Страна разорена трехлетней войной. Войска Вильгельма вторглись в ее пределы и грозят уже Петрограду. И над этой разоренной страной, в которой рабочий класс составляет еще незначительное меньшинство населения, в которой народ еще только что освободился от векового рабства самодержавия, над этой страной в такой критический момент большевики вздумали проделать свой безумный опыт захвата власти, якобы для социалистической революции…» [7].

Ленин в своем письме в ЦК 24 октября призывал:

«…Ни в коем случае не оставлять власти в руках Керенского и компании до 25-го, никоим образом; решать дело сегодня непременно вечером или ночью. История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя терять много завтра, рискуя потерять все… Промедление в выступлении смерти подобно» [8].

Государственный переворот был осуществлен за 17 дней до открытия Учредительного собрания, на котором должны были решаться наболевшие вопросы государственного обустройства России.

Глядя на политическую авантюру, осуществляемую большевиками, Горький, с горечью писал в газете «Новая жизнь»: «Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт… Рабочий класс должен знать, что чудес в действительности не бывает, что его ждет голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия, а за нею не менее кровавая и мрачная реакция» [9].

ТЕРРОР.

Дьявол – это Никто и Ничто, но это Ничто ничтожит.

Иоан.8:44 Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

-Дьявол склонен к экстремам. Дьявол первый экстремист, нигилист и анархист.

Ленин основывает «научную» базу:

«Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть» [10].

Троцкий вводит понятие «красного террора»: «это есть орудие, применяемое против обреченного на гибель класса, который не хочет погибать» [11].

Выполняя теоретические положения своих вождей, М.Я. Лацис (Судрабс), один из руководителей аппарата ВЧК, разработал методику следствия и допроса арестованных:

«Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию, как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить – к какому классу он принадлежит…» [12].

Уполномоченному Наркомпрода А.К. Пайкерсу, находящемуся в Саратове, Ленин советует «назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» [13].

Вот и некоторые результаты этой политики «красного террора».

Массовые расстрелы проводились в Москве, Петрограде, Одессе, Казани и других городах. За три месяца 1921 г. было расстреляно 4300 человек, из них в Москве – 347 человек [14]. В Севастополе и Балаклаве ЧК расстреляли до 29 тыс. человек [15]. В целом в Крыму было расстреляно 50 тыс. человек [16]. «Нахимовский проспект увешан трупами офицеров, солдат и гражданских лиц, арестованных на улице и тут же, наспех, казненных без суда» [17].

Масштабы людских потерь в стране вообще-то трудно себе представить. Да и кто их считал-то на самом деле. Только в 1918-1920 гг. погибло «более 10 млн. человек (точнее 10180000) плюс жертвы страшного голода 1921-1922 гг. – еще пять с лишним миллионов людей (5053000). Итого за период гражданской войны из жизни ушло более 15 млн. человек» [18].

Я, конечно же, не буду уточнять на кого ВЧК навешивало ярлыки «антисоветчиков», «кулаков», «саботажников», ну, в общем, «врагов народа»…

ВАНДАЛИЗМ.

Дьявол не может любить и не любит тех, кто любит.

Антитеза: «1 Иоанн. 4:16 Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

В ноябре 1917 г. артиллерийскому обстрелу подвергся московский Кремль. С военной точки зрения в этом акте не было совершенно никакой необходимости. Ибо юнкера занимавшие Кремль, опасаясь оказаться в плену, в одну из ночей покинули его пределы. Русский историк С.П. Мельгунов в своей книге «Как большевики захватили власть» пишет:

«Немногочисленный командный состав, который формально был привлечен к орудийному обстрелу Москвы, искал всякого повода для того, чтобы уклониться от стрельбы… Появились, правда, чужаки, которым мало было дела до Кремлевских «святынь» — как одним из налаживающих обстрел, явился артиллерист из военнопленных, майор австрийского ген. штаба».

В 1917 г. в Москве было 846 Храмов. Из этого числа было разрушено 426, закрыто и обезображено – 340. Число церквей, разрушенных в стране, исчисляется тысячами.

В 1922 г. в Москве был снесен великолепный исторический памятник архитектуры – часовня Александра Невского на Моисеевской площади, построенная архитектором Чичаговым в 1883 г. в память воинов, погибших в русско-турецкой войне [19].

В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя…

28 января 1919 г. в 4 часа дня, состоялось вскрытие раки святого отца Тихона в Богородицком монастыре, в г. Задонске Воронежской губернии. Фильм «Вскрытие мощей Тихона Задонского» [20] снимал фотограф Б.И. Корзун.

8 февраля 1919 г. в 4 часа 15 минут, в Митрофановском монастыре в Воронеже было произведено вскрытие раки святого Митрофания.

11 апреля 1919 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялось вскрытие древней раки с мощами святого отца Сергия. Во время этой «процедуры» снимался заранее запланированный киноотделом Наркомпроса фильм «Вскрытие мощей Сергия Радонежского» [21]. Его снимали кинооператоры Д. Вертов, Л. Кулешов, Э. Тиссе [22].

Ленин начертал поручение секретарю:

«Надо проследить и проверить, чтобы поскорее показали это кино по всей Москве» [23].

В Западной Монголии в Тушээт хан аймаке (аймак – область) стоял златоглавый буддистский храм на 10-метровой искусственной горе.

Храм тот был знаменит тем, что в нем хранился прекрасный макет божественной страны Шамбалы. Ни макет, ни храм не сохранились под напором фанатического вандализма большевиков, появившихся извне [24].

ЛОЖЬ.

Дьявол – лжец и отец лжи (Иоанн. 8:44).

Дьявол любит маскироваться под ангела света.

Можно много говорить о лжи большевиков, лжи, возведенной в принцип. Здесь же, в рамках этой статьи я ограничусь лишь следующим фактом.

14 августа 1919 г., по инициативе Ленина, ВЦИК и СНК приняли обращение к казакам Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Иркутского, Амурского и Уссурийского казачьих войск:

«Казаки Дона, Кубани, Терека и других казачьих войск! Второй год бывшие помещики, банкиры, фабриканты, купцы, царские генералы, полицейские и жандармы ведут в России жестокую внутреннюю войну против рабоче-крестьянской власти и в этой войне находят у вас поддержку… Почему, вы казаки, помогаете вековым угнетателям народа? Разве новая рабоче-крестьянская власть стала притеснять вас, или ваши родные места и веру? Ведь этого нет. Напротив Рабоче-крестьянское правительство объявило свободу всем. Такую свободу дало оно и казакам. Оно не собирается никого расказачивать насильно, оно не идет против казачьего быта, оставляя трудовым казакам их станицы и хутора, их земли, право носить какую хотят форму (например, лампасы)… Советское правительство одинаково заботится о казаке, крестьянине и рабочем. Оно защищает их общие интересы… За преступление против казаков, крестьян и рабочих Советское правительство строжайше наказывает, вплоть до расстрела…

М. Калинин, В. Ульянов (Ленин), В. Аванесов, М. Макаров, Ф. Степанов» [25].

И небольшой пример «исполнения» этой «декларации о намерениях».

Так на Кубани «была произведена регистрация всех офицеров и чиновников, которая дала 30000 чел. … часть из них, около 3000 чел., была расстреляна, а все остальные сосланы в Соловецкий монастырь» [26].

В целом по стране подверглось репрессиям свыше 4 миллионов казаков… [27]

ВЫВОДЫ.

Какие же выводы мы сделаем из вышеприведенного фактического материала? Ну, очевидно, что с очень большой долей вероятности, можно утверждать: в России начала XX века, сложилась устойчивая АГРЕССИВНАЯ АНТИСИСТЕМА, имя которой – большевики-ленинцы!

Ибо если, скажем, пункты ВЛАСТЬ и ТЕРРОР могут характеризовать, в принципе, исторические эксцессы этногенеза любого этноса. То – ВАНДАЛИЗМ, то есть, безвозвратное уничтожение – аннигиляция культурных ценностей, исторических традиций, людских ресурсов, без замены их на что-либо и ЛОЖЬ, причем ложь, возведенная в принцип – это исчерпывающая характеристика антисистемы.

Что ж, можно сказать: России не повезло! «Силой вещей», на ее территории в описываемое нами время, было предопределено возникновение активной, агрессивной антисистемы, которая, как мне представляется, существенно изменила ход НОРМАЛЬНОГО этногенеза Великороссийского суперэтноса.

Да, но как она его изменила?

Этот вопрос ПОКА выходит за рамки поставленной нами задачи и этой статьи…

Почему я утверждаю, что большевики-ленинцы с большой долей вероятности – антисистема?

Наверное, потому что, вот и Ружмон сетует:

Беда в том, что дьявол, по своей природе, никогда не будет показан ясно и честно.

И, нам, как исследователям, придется еще много-много потрудится, дабы «ухватить этого черта за хвост». Но, и тут существует предупреждение:

Когда вы думаете, что вы наконец поймали дьявола, оказывается, что он сидит в вашем собственном кресле.

Москва, 2004г.

[1] Ленин В.И. ПСС. Т.1, с.XVII

[2] Юнг К.Г. Психология и религия, пер. А.М. Руткевича, эл. версия.

[3] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, эл. версия.

[4] Там же.

[5] Цит. по: Климов Г.П. Протоколы советских мудрецов, Краснодар, 1995, с. 392-395

[6] К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. Соч. Т. 35 с.187

[7] Цит. по: Арутюнов А.А. Феномен Владимира Ульянова (Ленина), М., 1992, с.6.

[8] «Сборник документов по истории СССР, с.185

[9] Горький А.М. газета «Новая жизнь», 20 ноября 1917г.

[10] Ленин В.И. ПСС. Т.32, с. 434.

[11] «Известия», 22 июля 1917 г.

[12] См. Ленин В.И. ПСС. Т.49.

[13] Ленин В.И. ПСС. Т. 50, с.165.

[14] «Последние новости», 1921, №281.

[15] «Общее дело», январь, 1921г.

[16] «За народ», №1, 1921г.

[17] «Руль», №51, 11 декабря 1920г.

[18] Цит. по: Михаил Капустин. Конец утопии? М., 1990 с.156/

[19] См. Арутюнов А.А. Указ. соч., с.33.

[20] ЦГАКФД СССР, кинооотдел, 0-416.

[21] ЦГАКФД СССР, кинооотдел, 0-423; 1-928.

[22] См. Арутюнов А.А. Указ. соч., с.34.

[23] Ленин В.И. ПСС. Т.50, с.279.

[24] http://www.np.kz/2003/42/cultura1.html

[25] «Декреты советской власти». Т.6, с. 25-28.

[26] «Руль», №30, 21 декабря 1921 г.

[27] См. Арутюнов А.А. Указ. соч., с.12