Вопросы межэтнических контактов еврейского суперэтноса

Абу Салах Абдеррахман. ИСТОКИ ПАЛЕСТИHСКОЙ ПРОБЛЕМЫ: ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА И МАHДАТ ЛИГИ HАЦИЙ HА ПАЛЕСТИHУ.
Статья арабского автора, освещающая проблему арабо-еврейского противостояния с непривычной стороны. Автор приводит ряд фактов, малоизвестных в силу специфики отечественной традиции изучения новейшей истории.
Э.Горюнов. Интернационализм.
Взгляд на ту же проблему из немного другого окопа. Еще одна статья Эльдара Горюнова, написанная в свойственной ему экспрессивной и образной манере.

Андросов А.П. Добрым молодцам урок. М.: 2009.
Оригинальная работа нашего читателя, посвященная рассмотрению «хазарского вопроса» с позиций теории этногенеза, и одновременно в контексте знаменитого романа Милорада Павича «Хазарский словарь». В послесловии к этой своей работе автор пишет: «Реалии ХХ и ХХI века на эти древние обычаи, конечно, накладывают некую вуаль из рассуждений об общечеловеческих ценностях, свободе и демократии, равенстве и братстве. Но суть отношений в химере остаётся неизменной, как бы они не прикрывались стыдливым покровом политкорректности. Поиск химерических черт, например, в истории России, хотя и не простое, но чрезвычайно увлекательное дело. Но это уже совершенно отдельная тема«.
Публикуется впервые на нашем сайте, на правах рукописи.

Тоби Грин. Инквизиция: царство страха. (Inquisition: The Reign of Fear). М., АСТ, 2010 г. ISBN 978-5-17-061074-7, 978-5-403-01989-7. 
Книга представляет собой докторскую диссертацию Т.Грина по истории
. При этом, как ни странно, ею нельзя пользоваться как пособием по истории инквизиции — тема, заявленная в названии, автором так и не раскрыта. В действительности автор относительно подробно рассматривает историю только Второй инквизиции и только в двух странах — в Испании и Португалии, при этом уделяя очень немного внимания собственно вопросам её происхождения и деятельности, из-за чего составить для себя адекватное представление о данном институте на основании этого исследования практически невозможно. Фактически это книга не об инквизиции, а о её жертвах, причём со значительным перекосом в сторону «еврейского вопроса». Однако вскользь автор упоминает немало интересных фактов, неизвестных отечественному читателю, в частности — об оргиастических практиках в иудейских сектах Нового Света, о зарождении секты-ордена иллюминатов в начале XVI века, об истоках формирования специфических культов среди негров-рабов.  Кроме того, книгу сопровождает колоссальный библиографический аппарат, который сам по себе может быть очень полезен для исследователей вопроса.

Андрей Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Том 1. Нью-Йорк, 1960-1961 гг.
Андрей Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Том 2. Нью-Йорк, 1960-1961 гг.
Очень своеобразная книга, скорее публицистическая, нежели строго научная, но от этого не менее полезная, поскольку поставленные в ней вопросы актуальны до сих пор. В предисловии автор в частности пишет: «Казалось бы естественным, что три народа, имеющие одного общего предка и один общий исток культуры и государственности, должны бы вывести логическое заключение о своем единстве. Однако, мы наблюдаем совсем другое. Только русская (общероссийская) историография признает это единство. Украинцы предъявляют монопольные права на единонаследие культуры и государственности Киевской Руси и отрицают за великороссами какие бы то ни было на это права. Им вторит и достаточно убогая историография „кривичей» — белоруссов-сепаратистов».

При определенной тенденциозности подачи материала и наличии некоторых фактологических ошибок книга тем не менее очень полезна для понимания процессов межэтнического взаимодействия, складывавшихся на Украине на протяжении столетий. Особого внимания заслуживает подробное описание технологии «конструирования» украинской народности в Австро-Венгрии во второй половине XIX века.

Михаэль Дорфман. Как евреи произошли от славян.
Эссе с продолжением известного израильского публициста. Стиль изложения несколько сумбурен, но автор ставит весьма интересные вопросы, на которые сам же частично и отвечает. Разумеется, вынесенная в заголовок эссе гипотеза автором подробно не рассмотрена, однако сам текст содержит ряд интересных сведений по истории развития идиша, как правило неизвестных современному отечественному читателю.

В.Жаботинский. Повесть моих дней. Изд. «Библиотека-Алия», 1985 г.
Автобиографическая работа одного из отцов политического сионизма. Ссылка публикуется благодаря нашему постоянному читателю Андрею, приведу его аннотацию к книге: «… гораздо более зрелая работа Жаботинского. Примечательно, что, даже рассказывая об антисемитизме, Жаботинский ни разу не упоминает о черносотенцах (хотя книга описывает в основном русский период его жизни). В общем, также полезна всем «экспертам по национальному вопросу»«.

Зильберт Макс Михайлович. ФЕНОМЕН АШКЕНАЗСКИХ ЕВРЕЕВ. Исследование по методу Л.Н.Гумилёва.
Журнал «Самиздат», 2003.

Интерсная работа, представляет более традиционную точку зрения на происхождение ашкеназов, противоположную теории, выдвинутой Кестлером. Следует учитывать, что при описании жизни ашкеназов в Российской империи автор придерживается классической мифологии, изложенной в изданиях первой половины XX века и имеющей достаточно мало общего с реальным положением вещей в этой сфере.

ARTHUR KOESTLER
THE THIRTEENTH TRIBE THE KHAZAR EMPIRE AND ITS HERITAGE
HUTCHINSON OF LONDON, LONDON 1976

Интереснейшая работа английского исследователя Артура Кестлера, посвященная мало кому на Западе интересной теме, а именно истории Хазарского каганата. В качестве аннотации приведу два предисловия к книге, достаточно ярко отражающих два взгляда на проблему Хазарии. Сначала — предисловие издательства: «Артур Кестлер нашел оригинальный ответ идеологии антисемитизма. По его мнению, падение Хазарского каганата породило несколько волн миграции, составивших основное ядро исповедующего иудаизм населения Восточной Европы. Поскольку этнически мигранты из Хазарии не были семитами, то несостоятелен и антисемитизм. Привлекая для работы тексты арабских путешественников IХ-Х вв., византийские источники, «Повесть временных лет», труды Артамонова, Коковцова, Тойнби, Вернадского, Данлопа, Кучеры, Поляка и многих других историков, автор предлагает несколько иное видение становления и крушения хазарского государства.» И затем — предисловие научного редактора: «Известно, что искусство цитирования относится к сфере манипуляций. Этим искусством А. Кестлер владеет блестяще. Свое отношение к игре Кестлера с цитатами мы выразили тем, что предпослали русскому переводу его книги дубль-эпиграф из ал-Мукаддаси. Разумеется, исследователь имеет право прервать цитату из источника в том месте, где он считает нужным. Однако у доверчивого читателя может возникнуть впечатление, что все описываемое соответствует некой реальности. Часто эту реальность создает сам Кестлер, обрывая голос средневекового автора в самом интересном месте. »

Протоколы Сионских Мудрецов в кн.: Нилус С.А. «Великое в малом и антихрист, как близкая политическая возможность». СПб., 1905.
Документ, получивший скандальную известность в начале прошлого века, и два развернутых комментария на него, написанные с диаметрально противоположных позиций. Думается читателям самим будет интересно сделать выводы…
Норман Кон. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». Москва,изд. Прогресс 1990.
В качестве аннотации приведу таковую от редактора: » Книга крупного английского ученого Нормана Кона посвящена аналитическому обзору истории возникновения и широкого распространения в различных странах мира целого ряда политических фальшивок провокационного характера, легших в основу печально известных «Протоколов сионских мудрецов». История фабрикации самих «Протоколов» весьма запутана и связана с деятельностью царской охранки в России. В книге дан анализ антисемитизма в России, показан тот исторический фон, на котором, используя широко известную склонность к мистике и юдофобству последних Романовых, действовала ультраконсервативная часть придворных кругов и политическая реакция.»
О.Платонов. Терновый венец России. Ч. 6. Первый том. «Загадка сионских протоколов». М., — 1999.
О.Платонов. Терновый венец России. Ч. 6. Второй том. «Загадка сионских протоколов». М., — 1999.
Здесь соответственно изложен совершенно другой взгляд на проблему, в пятитомнике содержится большое количество материалов, неизвестных современному читателю, имеется академический ссылочный аппарат. Тем не менее с целым рядом суждений автора порой трудно согласиться.

Корявцев П.М. Отдельные вопросы этимологии блатной фени. С-Пб.: 2006.
В статье приводятся некоторые гипотезы о происхождении базовых лексем так называемой блатной фени. Рассматриваются также некоторые проблемы генезиса блатного мира.

М.Лайтман. 10 лекций о Каббале.
Книга представляет собой своего рода «краткий курс», написанный на основании программы каббалистической школы Лайтмана. Автор — профессор онтологии и теории познания, доктор философии и магистр биокибернетики, по утверждению сайта http://www.kabbalah.info.ru — «крупнейший практикующий каббалист нашего времени». Читателю предоставляется самому сделать выводы о современном состоянии каббалистики на основании этого издания, а при желании — и провести параллели с некоторыми другими синхронными учениями.

Михневич Вл. Исторические этюды русской жизни. Т.3. Язвы Петербурга. С-Пб., 1886.
Очень интересное исследование, которое помимо богатого фактического материала раскрывает характерные особенности восприятия социальных проблем «образованным классом» той эпохи, позволяет проследить рождение таких характерных мифов начала XX века, как «высокая одухотворенность» и «классовая близость» к трудящимся люмпенов, уголовников и прочих гопников (забавно, что из текста явно видно, что в те годы под термином «пролетариат» понимали именно уголовно-деклассированную среду, а не трудящихся), «социальную обусловленность» преступности как «язвы общества» и пр. тому подобное. Некоторые сетования автора об общем падении нравов способны вызвать у современного читателя только улыбку (например «страшный» уровень преступности, когда в полумиллионном городе за год не совершается и двух десятков убийств, каждое из которых расследуется чуть ли не всем наличным составом сыска), а описания наивных «язв общества» — и лёгкую ностальгию, особенно в сравнении с современностью. Данное исследование не переиздавалось в советское время (а в библиотеках помещалось в спецхраны), поскольку цифровые данные документов слишком наглядно свидетельствовали  о колоссальной глубине деградации советского общества по сравнению с временами «проклятого царизма». При всей ошибочности выводов автора — вроде заключения о возможности «покончить с преступностью» путем повышения уровня жизни населения — надо отметить, что живя в эпоху до изобретения «политкорректности» и шельмования «карательной психиатрии» он не стеснялся сообщать неприглядные факты, например отмечал широкое распространение среди проституток продромальной шизофрении или непропорционально высокое представительство в их рядах представительниц отдельных конкретных регионов и национальностей.

Книга по ссылке представлена в формате PDF.

Матрена Распутина. Распутин. Почему?
ВОСПОМИНАНИЯ ДОЧЕРИ
МОСКВА — 2001
И.В.Захаров, правовладелец и издатель 2000

История появления рукописи достаточно замысловата и аутентичность ее вызывает определенные сомнения. Приведу фрагмент предисловия издателя: «Чтению абсолютно не мешает не всегда точное следование автором хронологии — сохранена лишь временная канва, а некоторые события «положены не на свое место». «Почему?» побеждает в борьбе с «когда?».». Хочется предупредить, что для верующего православного читателя книга безусловно кощунственна буквально с первых страниц, но зато дает возможность читателю самостоятельно сделать выводы о том, что из себя реально представляли сама Матрена и ее родитель. Книга содержит много мелких бытовых подробностей жизни высших слоев российского общества в начале XX века и тем может быть безусловно интересна для исследователя.

Книга Зогар. סֶפֶר זהַר‎ (Оригинальный текст)
Книга Зогар в переводе и с комментариями М.Лайтмана.
Зогар. Т.1./Пер. с арам. и коммент. Ярослава Ратушного и Павла Шаповала. — М.:АСТ: Восток-Запад, 2006. — 336 с. ISBN 5-478-00247-Х
Зогар. Т.2./Пер. с арам. и коммент. Ярослава Ратушного и Павла Шаповала. — М.:АСТ: Восток-Запад, 2007. — 384 с. ISBN 5-17-042098-6
Ярослав Ратушный и Павел Шаповал. Мистика Зогара.  — М.:АСТ: Восток-Запад, 2007. — 352 с. ISBN 978-5-17-044620-9
Книга Зогар, (Се́фер Зо́гар, «Книга Сияния») является одним из двух основных источников каббализма, была и остается самой известной из всей каббалистической литературы, предположительно написана в XII веке раби Моисеем де Леоном и изначально представляла собой псевдоэпиграф. Согласно каббалистической традиции книга была написана каббалистом раби Шимоном Бар-Йохайем якобы во II веке (по другому преданию — в IV веке), и в течение многих столетий была скрыта. Книга записана на арамейском языке в форме бесед автора с его учениками на философские темы: устройство и сотворение мироздания, кругооборот душ, Тора, будущее человечества, отношения Бога и человека. В книге содержится изложение каббалистических воззрений об устройстве души и посмертном странствии, об ангелах и бесах, о магии и колдовстве, о вещих снах и астрологии, о хиромантии и физиогномике. К изучению этой книги обращались в разные века самые различные и неожиданные порой  люди — предсказатель Нострадамус и ученый Ньютон, рыцари Ордена Храма и вольные каменщики, руководители ВЧК/ОГПУ и деятели поп-культуры. Комментарии М.Лайтмана к тексту естественно выдержаны в традиции его собственной каббалистической школы (т.н. «неокаббализма»), комментарии Я.Ратушного и П.Шаповала представляют собой первую попытку дать комментарии к переводному тексту книги на русском языке без отсылок к талмудической традиции сфирот.

Симанович А. Распутин и евреи. Рига, 1925.
Дополнительная ссылка.
Мемуары Аарона Симановича. По утверждению автора сайта книга опубликована полностью, без купюр, появившихся в поздних переизданиях. При работе с мемуарами Симановича следует учитывать, что тот хотя и числился сионистом, однако относился к той части деятелей, которые личный гешефт всегда ставили выше общего еврейского дела. Поэтому к его изложению стоит относиться достаточно критично, кроме того книга написана большей части по памяти и автор местами совершенно ошибочно излагает исторические факты или же незлонамеренно переносит действие на несколько лет вперед от описываемых событий.

А.И. Солженицын. Двести лет вместе. Москва. Русский путь. 2002 г.
Нашумевшая книга А.И.Солженицына, написанная в хитропромежуточном жанре между публицистикой и историческим исследованием. Стремление максимально нейтрально изложить материал привело автора к сверхобильному цитированию источников по вопросу, в том числе и малодоступных классиков политического сионизма, что однако не уберегло его от обвинений как в антисемитизме, так и в юдофильстве. Оказывается с точки зрения современных журналистов даже Герцль и Жаботинский систематически допускали «антисемитские» высказывания. По этому же адресу находится большая подборка рецензий на эту книгу и просто статей «на тему». В качестве анонса приведу фрагмент авторского предисловия: «Я хочу осветить вопрос — в исторических, политических, бытовых и культурных отношениях только, — и почти только в пределах совместной двухвековой жизни русских и евреев в одном государстве… Я сосредоточиваюсь на русско-еврейских отношениях, притом с перевесом на XX век, знаменательный и катастрофичный в жизни обоих наших народов. На трудном взаимном опыте нашего сосуществования, и с попыткой рассеять непонимание ошибочное и обвинения ложные, а напомнить и об обвинениях справедливых…»

Михаил Хейфец. Цареубийство в 1918 году. Версия преступления и фальсифицированного следствия. КНИГОТОВАРИЩЕСТВО МОСКВА-ИЕРУСАЛИМ, 1991.
Книга израильского публициста, бывшего советского диссидента М.Хейфеца, стоящая в одном ряду с трудами Нормана Кона («Благословение на геноцид») и аналогичной литературой. По сути книга представляет собой конспективное изложение некой неопубликованной рукописи эмигранта-репатрианта 1920-х годов профессора Бруцкуса, посвященной той же проблеме, с комментариями и лирическими отступлениями автора. С точки зрения издателей, Хейфец «раскрывает подлинную историю преступления», «пытается проанализировать причины и степень участия евреев в русской революции». Автор пытается попутно критиковать выводы И.Шафаревича, колчаковского следователя Соколова, генерала Дидерихса, и, в результате, отстаивая непричастность своих соплеменников к цареубийству, приходит к парадоксальному выводу о виновности русских монархистов во всех бедах России и русской монархии. При этом совершенно загадочным образом его аргументация (включая апологию Николая II и главного «друга» его семьи) едва ли не дословно совпадает с тезисами российских поклонников «старца Григория». В процессе рассуждений автора периодически «заносит», чего стоят одни его упоминания о вермахте, атакующем русские позиции в 1915 году… Очевидно, что данная книга не может быть использована как исторический источник, в то же время она безусловно полезна как яркая иллюстрация взгляда определенных кругов (считающих гарвардского русофоба Р.Пайпса «крупнейшим специалистом» по русской истории) на данный период в истории России. Дорогого стоят некоторые непреднамеренные признания и случайные оговорки автора, отражающие «взгляд из Иерусалима» на проблему. Попутно автор дает широкий экскурс в историю дореволюционной российской внешней политики на Балканах (из которого читатели могут узнать, что, оказывается, Россия была главным спонсором политического терроризма в этом регионе) и сообщает немало других полезных сведений примерно аналогичного качества. 

И. Р. Шафаревич. ТРЕХТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ЗАГАДКА. Издательство «Библиополис» Санкт-Петербург 2002
Работа, при написании которой были использованы авторские материалы, синхронные с «Русофобией», содержит глубокий исторический экскурс, планировавшийся первоначально в качестве исторического приложения к основной работе. Несмотря двадцатипятилетний возраст основного материала книги она не потеряла своей актуальности, хотя с целым рядом изложенных в ней положений трудно согласиться.

Frank. La Cabala. Paris, 1843.
Книга Франка, бельгийского еврея по происхождению, стала буквально «настольной» во многих французских масонских ложах практически сразу же, как была издана. Помимо этого, она была широко известна в кругах французских оккультистов, ею пользовались такие известные личности, как Элифас Леви, Папюс и др.. Она полезна не столько как источник по каббалистике, сколько для понимания первооснов идеологии «Великого Востока».

Freystadt. Cabalistische Philosophie. Koenigsberg, 1830.
Изданная в Кёнигсберге «Каббалистическая философия» Фрайштадта посвящена не учению каббалистов как таковому, а именно подробному рассмотрению его философской доктрины, изучению особенностей видения мира, мировосприятия у иудеев-каббалистов и их неиудейских последователей.

Knorr von Rosenrot. Cabala Denudata. 1677.
«Разоблачённая Каббала» — классическое исследование по вопросу, вызвавшее к жизни немало подражаний, было составлено немецким теологом фон Розенротом в соавторстве с неким неназываемым раввином. В него вошли латинские переводы трех древнейших фрагментов из книги «Зогар» и обширные комментарии к используемым в них терминам, а также несколько средневековых трактатов, в том числе «Книги Друсхим» основателя каббалистической секты XVI века Исаака Лурии, и «Трактат о душе» также основавшего собственную школу в том же столетии Моисея Кордоверо. Современные иудеи-каббалисты считают, что эта книга для своего времени — «одна из важнейших публикаций в области популяризации древнееврейской доктрины».