Библиотека сайта — год седьмой


Оккультные силы СССР: Тайная война от Ленина до Ельцина. / Под ред. А. Д. Балабухи. – СПб.: Северо-Запад, 1998. – 688 с. – (Спецслужбы России)
Весьма своеобразное издание, вышедшее в серии «Спецслужбы России» под редакцией и с предисловием писателя-фантаста Андрея Балабухи. Приведу фрагмент аннотации издательства: «Том «Оккультные силы в СССР» продолжает серию издательства «Северо-Запад. «Спецслужбы России», … расскажет о загадочном буряте Петре Бадмаеве — величайшим лекаре и величайшим аферисте и об экспедиции Спецотдела ОГПУ на Тибет, участником которой был известный художник Н. Рерих. Вы узнаете о том, как советские спецслужбы боролись против интеллигентских тайных обществ, и о том, какие надежды они возлагали на психотронное оружие, экстрасенсов и НЛО.» Собственно само издание отсвечивает некоторой «желтизной» видимо именно в силу специфики творческого пути составителя, кроме того, в некоторых статьях отчетливо просвечивают традиции советской историографии 1960-1970-х годов, что особенно сказывается на оценках авторами личностей и исторических событий. Но, вместе с тем, в книге собрано немало выдержек из интересных документов и иного фактологического материала, в силу чего она хоть и не может служить полноценным источником, но может быть безусловно полезна всем интересующимся.


Петр Бадмаев. Россия и Китай. С.-Петербург, Типография А. С. Суворина, 1905
Второе издание аналитической работы Джамсарана (в крещении Петра) Бадмаева, посвященной дальневосточной политике России. В книгу включены обширные цитаты из аналитических записок, подававшихся им по этому вопросу русским царям. Крайне интересны его мнения и комментарии по вопросам межэтнических контактов и взаимодействий в этом регионе. Книга по ссылке представлена в формате PDF.


О. Танин, Е. Иоган. Военно-фашистское движение в Японии. Партиздат, 1933 г.
Книга двух советских востоковедов с предисловием Карла Радека уже сама по себе является ярким документом эпохи. Но, кроме того, она освещает практически неизвестный современному читателю аспект политической истории Японии, развитие национал-шовинистических и милитаристско-фашистских общественных течений. Закономерным результатом этого процесса стали многочисленные преступления против человечности, совершенные менее чем через десять лет после выхода в свет этой книги. Книга безусловно будет полезна и интересна как любителям истории, так и специалистам, изучающим данный регион. В факсимиле книги сохранились рабочие пометки ее первого владельца.

Книга по ссылке представлена в формате Дежавю.


З.А.Зорина, И.И.Полетаева, Ж.И.Резникова. ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ И ГЕНЕТИКИ ПОВЕДЕНИЯ. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 510600 «Биология» и специальности 011600 «Биология». Издательство Московского университета, «Высшая школа» — 2002.
Очень интересная книга, позволяющая достаточно широкому кругу читателей получить базовые сведения о генетических предпосылках этологических девиаций. В целом — достойное издание, сочетающее хороший охват проблемы с доступностью изложения. Характерно, что данный учебник не рекомендован в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов, даже обучающихся по чисто биологическим специальностям. К сожалению, по ссылке издание представлено за исключением 2,3,4 и 7 глав. Ссылка публикуется благодаря нашему постоянному читателю Максу Зильберту.


Документы по истории Мюнхенского сговора, 1937-1939. МИД СССР, МИД ЧССР, Москва, Политиздат, 1979.
Чрезвычайно редкое на текущий момент издание, предпринятое в свое время с целью опубликовать документы, проливающие свет на историю данного конкретного вопроса. Мюнхенский сговор «экс-Антанты» с германскими и итальянскими фашистами был последним рубежом , за которым началась полномасштабная мировая война. Судорожные попытки «перевести стрелки» и «осудить тоталитарные режимы», предпринимаемые в последние годы европейскими демократиями, вызваны видимо именно тем, что количество пуха на их рыльце в данном конкретном случае превышает все разумные пределы, и заставляет изыскивать для оправдания собственной явно неадекватной внешней политики совсем уж экзотические мотивы. Книга по ссылке представлена в формате Дежавю.


Прот.Георгий Флоровский. Пути русского богословия.
Издание второе, исправленное и дополненное. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. 2003 год.

Книга эта справедливо считается главным трудом всей жизни Георгия Флоровского и охватывает гораздо более широкий круг проблем, чем можно было бы предположить исходя из её заглавия. Совершенно отдельную ценность представляет собой колоссальный библиографический аппарат, сопровождающий это издание(в данной редакции — частично оформлен в виде интернет-ссылок). Приведу фрагмент авторского предисловия к изданию 1937 года: «Эта книга задумана, как опыт исторического синтеза, как опыт по истории русской мысли. Синтезу предшествуют годы анализа, многие годы медленного чтения и размышлений, еще с давних юношеских дней. И прошлая судьба русского богословия была для меня всегда историей творимой современности, в которой нужно было найти самого себя. Этим не нарушается историческое беспристрастие. Беспристрастие не есть безучастие, не есть равнодушие, не есть отказ от оценок. История есть истолкование событий, вскрытие их значения и смысла. Историк никогда не должен забывать, что изучает он и описывает творческую трагедию человеческой жизни. Не должен, ибо и не может. Беспредпосылочной история никогда не бывает, и не будет…Изучение русского прошлого привело меня и укрепило в том убеждении, что православный богослов в наши дни только в святоотеческом предании может найти для себя верное мерило и живой источник созидательного вдохновения. Умcтвeнный отрыв от патристики и византинизма был, я уверен, главной причиной всех перебоев и духовных неудач в русском развитии. История этих неудач рассказана в этой книге.». Ссылка публикуется благодаря нашему постоянному автору Антону Комнину.


Юрий Мухин. Антироссийская подлость. Научно-исторический анализ.
Расследование фальсификации Катынского дела Польшей, Генеральной прокуратурой России с целью разжечь ненависть поляков к русским.
Москва, Форум, Крымский мост, 2003. ISBN 5-89747-050-2.

Еще одно исследование Юрия Мухина по катынской тематике, его как всегда «заносит», но вместе с тем он приводит массу малоизвестных широкому читателю фактов и публикует на страницах книги выдержки из труднодоступных документов. В этом качестве книга будет полезна и познавательна для всех, кто интересуется данной проблемой. Существует мнение, что невоздержанность «на язык» Юрия Мухина скорее способствует дискредитации отстаиваемых им позиций, но, разумеется, на документальную и фактологическую первооснову вопроса, изложенную в книге, это не влияет.
Швед В.Н. Тайна Катыни. Москва, «Алгоритм». 2007.
Одно из самых фундаментальных критических исследований катынского вопроса, от работ Мухина выгодно отличается взвешенностью изложения и отсутствием эмоциональных авторских пассажей. Приведу фрагмент авторского предисловия: «Чем дальше человечество уходит от событий бурного ХХ ве­ка, тем больше на Западе появляется желающих пересмотреть итоги этого времени, и прежде всего итоги Второй мировой войны. Не отстают от них некоторые наши сограждане из научного и культурного мира. С неимоверной легкостью они меняют знак плюс на минус. Обличая большевизм как идеологию непримиримости, они сами становятся апологетами необольшевизма. Их риторика оказывает сильное воздействие на общественность и особенно на молодежь. К сожалению, им предоставлены широкие аудитории как на телевидении, так и в других российских СМИ. На различных ток-шоу появились специалисты «широкого» профиля, способные говорить на любую историческую тему. Порой удивляешься, как некоторые театральные режиссеры, известные своей деспотичностью и диктатом, безапелляционно заявляют, что победа в Великой Отечественной войне была одержана вопреки воле Сталина. Интересно, а в их театрах актеры тоже могут играть роли вопреки установкам режиссеров? Некоторые российские историки и писатели утверждают, что немцы закончили войну с минимальными потерями, а русские завалили Германию трупами. Да, дорого стоила нам победа. Только трехнедельное сражение за Берлин в апреле — мае 1945 г. унесло жизни 361 тысячи советских воинов, не говоря уже о потерях в начальный период войны. Но, соотносительно с численностью населения, и Германия понесла тяжелейшие потери. В немецкой документальной кинохронике 1945 г. показан последний резерв фюрера — мальчишки гитлерюгенда, которые должны были остановить советские армии. Но для российских «опровергателей» исторических истин это не имеет значения. Естественно, что на этом фоне «махровым цветом» буйствует изощренная историческая дезинформация, на которой специализируются сотни псевдоисториков из бывших стран социалистического лагеря. Особой активностью отличаются поляки. Надо сказать, что их инсинуации не остаются без ответа. В последнее время в России появляется все больше объективных фундаментальных исследований, посвященных проблемным историческим ситуациям. Беда в том, что рядовой россиянин не читает исторические монографии, особенно если краткий «ответ» на интересующий его вопрос ему преподносят в телепередаче или газете. То, что этот ответ далек от исторической правды, никого не волнует. Как не волнует и то, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В этой связи родилась идея на основе исторических документов и исследований российских историков-патриотов предложить российскому читателю в популярной форме версию некоторых исторических событий ХХ века, прежде всего, касающихся российско-польских отношений. К настоящему времени накоплен огромный фактический и исторический материал, касающийся самых острых проблем этих отношений: катынского преступления, гибели красноармейцев в польском плену в 1919-1921 гг. помощи восставшей Варшаве в августе 1944 г. и т. д. Он нуждается в серьезном анализе и новом осмыслении выводов, сделанных ранее. Достаточно сказать, что сравнительный и содержательный анализ накопленных к настоящему времени фактов, касающихся «Катынского дела», позволил сделать вывод об ущербности официальной версии. Анализ документов, содержащихся в сборнике «Красноармейцы в польском плену в 1919—1922 гг.», позволил прийти к однозначному выводу об ответственности польского руководства за гибель красноармейцев. Однако история — наука весьма субъективная. Многое зависит от того, какой ракурс выбран для рассмотрения того или иного исторического события. Нередко игнорирование одного малозначительного, на первый взгляд, факта или детали может привести ко всей неверно выстроенной исторической концепции. …Помимо этого в книге рассмотрены основные постулаты польских историков, с помощью которых они пытаются убедить мир в «исторической вине России» перед Польшей. Затронуты проблемы так называемой «оккупации» Прибалтики. На основе ретроспективы событий 22 июня 1941 г. проанализирована ситуация в современной Российской армии.».

Повторное размещение в библиотеке расширенной версии книги. По ссылке книга находится в zip-архиве, в формате FB2.


Шарль Луи де Монтескье. Избранные произведения о духе законов.
Монография Монтескье «О духе законов» — основное произведение французского мыслителя, систематизирующее его философские, социологические, исторические, экономические и юридические взгляды. Над ней Монтескье работал около 20 лет — с 1728 по 1748 годы. Данный его труд стал основополагающим для теории географического детерминизма и климатической сегрегации, подробнейшему рассмотрению и обоснованию этих концепций посвящена значительная его часть, уделено в нем внимание и другим возможным направлениям сегрегации, что парадоксальным образом сближает идеологию этого гуманиста с учением о предопределенности Блаженного Августина. При этом именно этот трактат считается современными политологами основным обоснованием принципов разделения властей и «правового государства», изложенные в нем идеи были использованы при составлении конституций США 1787 года и Франции 1791 года.


Михневич Вл. Исторические этюды русской жизни. Т.3. Язвы Петербурга. С-Пб., 1886.
Очень интересное исследование, которое помимо богатого фактического материала раскрывает характерные особенности восприятия социальных проблем «образованным классом» той эпохи, позволяет проследить рождение таких характерных мифов начала XX века, как «высокая одухотворенность» и «классовая близость» к трудящимся люмпенов, уголовников и прочих гопников (забавно, что из текста явно видно, что в те годы под термином «пролетариат» понимали именно уголовно-деклассированную среду, а не трудящихся), «социальную обусловленность» преступности как «язвы общества» и пр. тому подобное. Некоторые сетования автора об общем падении нравов способны вызвать у современного читателя только улыбку (например «страшный» уровень преступности, когда в полумиллионном городе за год не совершается и двух десятков убийств, каждое из которых расследуется чуть ли не всем наличным составом сыска), а описания наивных «язв общества» — и лёгкую ностальгию, особенно в сравнении с современностью. Данное исследование не переиздавалось в советское время (а в библиотеках помещалось в спецхраны), поскольку цифровые данные документов слишком наглядно свидетельствовали  о колоссальной глубине деградации советского общества по сравнению с временами «проклятого царизма». При всей ошибочности выводов автора — вроде заключения о возможности «покончить с преступностью» путем повышения уровня жизни населения — надо отметить, что живя в эпоху до изобретения «политкорректности» и шельмования «карательной психиатрии» он не стеснялся сообщать неприглядные факты, например отмечал широкое распространение среди проституток продромальной шизофрении или непропорционально высокое представительство в их рядах представительниц отдельных конкретных регионов и национальностей. Книга по ссылке представлена в формате PDF.


В.И.Семевский. Политические и общественные идеи декабристов. СПб, 1909.
Глава III. Декабристы-масоны(в формате PDF).
Работа освещает малоизвестные страницы истории движения декабристов, в частности — роль масонских структур в организации мятежа. Подробно рассматриваются идеологические установки вождей движения. Приведу фрагмент современной аннотации издательства: «В данном издании глубоко и всесторонне исследованы идеология и социально-политические взгляды декабристов, их отношение к общественному строю России и причины такого отношения. Описано положение различных слоев населения в первой половине XIX в., стремление государства контролировать сознание граждан и оберегать его от вольнодумства, распространенного в Европе (введение цензуры, запрещение тайных обществ, преследование профессоров и учащейся молодежи). Рассмотрены причины свободомыслия декабристов, их причастность к масонским ложам, развитие политического направления в русском масонстве. Автор подробно останавливается на проектах реформ, вышедших из масонской среды, анализирует деятельность основных декабристских обществ, проекты и программные документы, разработанные их лидерами. В процессе работы над этим изданием автор ввел в научный оборот большое количество ранее не исследованных источников. … Труды Семевского и сегодня являются источниками большого и достоверного фактического материала.»


П. С. Гардый. Военные преступления Габсбургской монархии 1914-1917 гг. Галицкая Голгофа. Trumbull, Conn., U.S.A. 1964.
Фундаментальное исследование, посвящённое описанию геноцида русского населения Галиции в ходе Первой мировой войны и финальному этапу «украинизации» этого региона, организованной австрийскими властями. Приведу фрагмент предисловия издателя: «Собранные в этой книге материалы, документы и показания свидетелей, являются веским обвинительным актом в отношении бывших государственных руководителей, политиков и военачальников Австро-Венгрии, периода I-ой Мировой Войны, как и непосредственных преступников — офицеров, солдат и жандармов. Военные преступники никогда и никем не были судимые. Над виновниками и вдохновителями преступлений никогда не состоялся суд наподобие Международного Суда в Ньюрнберге, после II-ой Мировой Войны. Следовательно — об этих преступлениях общественность мира почти ничего не знает. Ознакомившись с содержанием этой книги, приходим к выводу, что за 25 лет до гитлеровских преступлений, совершались подобные преступления австро-венгерской администрацией, военщиной и жандармами. Злодеяния совершались над мирным населением края бывшего в то время составной частью Австро-Венгрии. Совершались эти преступления в отношении только той части населения, которая называла себя: Русинами, Руснаками или Русскими, и являлась автохтонным населением родной земли! Пусть эта книга, посвященная памяти десятков тысяч убитых и замученных неповинных людей, разъяснит многим, что предвестником Освенцима, (Аушвица), Дахау, Треблинки, и сотен лагерей смерти в гитлеровской Германии, были концентрационные лагери: Талергоф, Терезин и другие в монархии Габсбургов, под владичеством Франц-Иосифа 1-го. Пусть эта книга разъяснит многим, что систематическим, усовершенствованным методам убийств в гитлеровских концлагерях, предшествовали хаотические, зверские расправы по селам и городам б. Габсбургской монархии. Пусть эта книга напомнит о том, что было время, когда сыновья брошены были на фронт воевать и защищать престол монарха тогда, как над их родителями и родными совершались насилия и убийства, в имени того же монарха.».


Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан, История Завоевателя Мира. Магистр-Пресс, 2004.
Часть 1 (в формате Дежавю).

Часть 2 (в формате Дежавю).
Эта книга — записки персидского чиновника на монгольской службе Ата-Мелика Джувейни, включающие также мемуары его деда и отца — справедливо считается одним из выдающихся памятников средневековой персидской литературы. В ней рассказывается о возникновении, взлете и расширении государства Чингиз-хана в XIII веке, о жизненном пути его основателя, о судьбах его наследников.


Осокин Н. История альбигойцев и их времени. М.: ООО «ФИРМА «ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ», 2000.
Этот труд — магистерская диссертация Н.А.Осокина, подготовленная им в 1868—1872 годах. По ссылке к сожалению доступна только первая книга, это повторное размещение книги в нашей библиотеке. Ещё раз приведу аннотацию издательства к книге: «Автор этой книги, Николай Алексеевич Осокин,(1843-1895) — один из самых одаренных историографов России, обладавший поистине поразительной способностью обращать сухие исторические факты не просто в научные труды, но в книги — живые, интересные, увлекательные для самых широких кругов читателей. Перед вами — самое капитальное из исследований, посвященных истории альбигойской ереси и альбигойских войн. Исследование уникальной философской концепции альбигойцев — людей, веривших, что истинное человеческое бытие намного превосходит повседневный, привычный мир.»
Полный текст книги в нашем блоге.


Осокин Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872.  
Вторая часть фундаментального исследования Н.А.Осокина, его докторская диссертация, которую он защитил в 1872 году в Казанском университете. Продолжает описание событий в Лангедоке вообще и Тулузском графстве в частности, происходивших уже после кончины папы Иннокентия III — распространение святой инквизиции и завершение альбигойских войн. Рассматривается как вторая часть «Истории альбигойцев». 


Николаев Ю. В поисках за божеством. Очерки истории гностицизма. СПб., 1913.
Юрий Николаев — псевдоним Юлии Николаевны Данзас (1879-1942), внучатой племянницы Константина Данзаса — друга А. С. Пушкина, его соученика по лицею и секунданта на последней дуэли. Она была фрейлиной императрицы Александры Федоровны, участвовала в сражениях Первой мировой войны (была награждена Георгиевским крестом), после прихода к власти большевиков оказалась в Соловецком лагере. К сфере её научных интересов относились история первых веков христианства и религиозно-философские искания, именно этим темам посвящена данная работа. Это была первая в России монография о гностицизме I-II веков, в ней удачно сочетается серьёзность научного исследования с доступностью изложения. Помимо Л.Н.Гумилёва достоинства этой книги отмечали М.Горький и Н.А.Бердяев.


Гекеторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. СПб., 1876.
Замечательная работа известного английского исследователя, в чём-то перекликающаяся по методике изложения с известным справочником Булгакова «Ереси, секты и расколы», но посвящённая рассмотрению всевозможных «герметических» структур и учений, помимо краткого систематизированного изложения вопроса книга может быть полезна современному читателю своим обширным ссылочным аппаратом, включающим множество изданий XVII-XIX веков, до сих пор не введённых в научный оборот в России. К сожалению, по ссылке доступна только сокращённая редакция первого тома, к тому же без списка литературы. Приведу фрагмент аннотации издателей репринта: «Книга … поражает удивительно обильной информацией и масштабностью, охватывая практически все сколь бы то ни было значительные тайные учения человечества от древних зороастрийских мистерий до общества французских коммунистов. Интереснейшее содержание, непринужденный и ясный слог делают работу Гекеторна бесценной в плане общего ознакомления с загадочным миром идей о Боге, природе и человеке».


Juan Luis Jorge. De bibliotheca Reflexions on the power of the verb in certain texts. Stafford, 1919.
Изданная в Стаффорде сразу после Первой мировой войны, эта книга была необычайно популярна у британских и американских сатанистов, в частности, ею по всей видимости активно пользовался Алистер Кроули.


Heinrich Cassel. Demonia Particularis. Signs and Rituals. RING Publications.
Книга Генриха Касселя является не исследованием по католической демонологии, как можно было бы предположить из названия, а обширным обзором всякого рода ритуалов и ритуальных предметов, использование которых средневековыми чернокнижниками, некромантами и пр. было зафиксировано в документах инквизиции.


Saint-Victor. Mysteries of Antiquity. Ispahan, 1788.
Ричард де Сен-Виктор — безусловно псевдоним, настоящее имя автора этой книги неизвестно. Указание в качестве места издания Исфагана (в то время столицы Персии) — скорее всего мистификация автора, стремившегося максимально затруднить розыск его церковными властями. Книга пользовалась огромной популярностью в конце XVIII века в кругах французского и немецкого масонства. Автор составил описания якобы античных мистерий, часть из которых почти наверняка или выдумана им самим, или позаимствована им из масонской литературы.


Fratre Johan Markus. The Creatures of Night. By Hubertus the Bald.
«Порождения ночи» — не дошедший до нас в подлиннике (на латыни) классический труд католического демонолога отца Губерта, переведённый на английский в одном из монастырей отцом Иоганном Маркусом. Переизданный в начале XX века, он пользовался большой популярностью в кругах английских и американских оккультистов, сатанистов и пр., поскольку долгое время являлся едва ли не не единственным изданием такого рода, доступном англоязычному читателю.


Monsignor Vachey, Legate in the Curia of the Vatican. The Book of Yael. Signs of Stone. Eucharistic Rituals of Forbidden Cults.
Книга рассматривается многими как мистификация, однако труд «Евхаристические ритуалы запрещенных культов» действительно существовал в средние века, как и апокрифическая «Книга Иаили». Данный труд может служить дополнением к обзору Генриха Касселя.


G. de Castro. Il Mondo Secreto.
Книга де Кастро посвящена описанию всякого рода средневековых тайных обществ и общин, как религиозных или мистических, так и политических, ею пользовался при написании своего обзора Гекеторн.


Charles Knight. Secret Societies of the Middle Ages. London, 1836.
Работа Чарльза Найта — наверное одно из первых серьёзных исследований средневековых тайных обществ, не ограничивающееся рассмотрением исключительно европейских стран, автор показал взаимосвязь и взаимопроникновение средневековых мистических структур Ближнего Востока, Византии и католической Европы.


Memories of a Lost Soul.
Анонимное издание, вышедшее предположительно в конце XIX или самом начале XX века и также пользовавшееся большой популярностью в кругах английских и американских оккультистов, сатанистов и пр..


С.С.Уваров. Essai sur les Mysteres d’Eleusis. Paris, 1816.
Эссе русского масона графа Уварова, изданное в Париже и посвящённое описанию античных Элевзинских мистерий. Разумеется описание дано с позиций масонской мистики, однако, по мнению Гекеторна, содержит и достоверный фактический материал.


Higgins. Celtic Druids. London, 1829.
Исследование профессора Хиггинса (не литературного персонажа, а вполне реального лица, послужившего его прототипом) было одним из первых серьезных научных трудов, посвящённых описанию как античного друидизма в Британии, так и тайных средневековых общин, возникших на его базе.


Knorr von Rosenrot. Cabala Denudata. 1677.
«Разоблачённая Каббала» — классическое исследование по вопросу, вызвавшее к жизни немало подражаний, было составлено немецким теологом фон Розенротом в соавторстве с неким неназываемым раввином. В него вошли латинские переводы трех древнейших фрагментов из книги «Зогар» и обширные комментарии к используемым в них терминам, а также несколько средневековых трактатов, в том числе «Книги Друсхим» основателя каббалистической секты XVI века Исаака Лурии, и «Трактат о душе» также основавшего собственную школу в том же столетии Моисея Кордоверо. Современные иудеи-каббалисты считают, что эта книга для своего времени — «одна из важнейших публикаций в области популяризации древнееврейской доктрины».


Freystadt. Cabalistische Philosophie. Koenigsberg, 1830.
Изданная в Кёнигсберге «Каббалистическая философия» Фрайштадта посвящена не учению каббалистов как таковому, а именно подробному рассмотрению его философской доктрины, изучению особенностей видения мира, мировосприятия у иудеев-каббалистов и их неиудейских последователей.


Frank. La Cabala. Paris, 1843.
Книга Франка, бельгийского еврея по происхождению, стала буквально «настольной» во многих французских масонских ложах практически сразу же, как была издана. Помимо этого, она была широко известна в кругах французских оккультистов, ею пользовались такие известные личности, как Элифас Леви, Папюс и др.. Она полезна не столько как источник по каббалистике, сколько для понимания первооснов идеологии «Великого Востока».


Matter. Historie critique du Gnosticisme. Paris, 1847.
«Критическая история гностицизма» заложила основы современного подхода к изучению гностических течений, и потому закономерно вызывает ярость и неприятие даже у современных их последователей. В ней впервые была со всей очевидностью показана связь между гностическим «гуманизмом» и человеконенавистническими доктринами его адептов.


Wolf. Manichaeismus ante Manichaeos, et in Christianismo Redivivus. Hamburg, 1707.
Книга профессора Иоганна Христофора Вольфа фактически открыла светскому европейскому читателю такое явление, как манихейство, изучением которого в Европе занимались до того практически исключительно богословы. При этом автор попытался связать манихейскую идеологию с тезисами ревнителей «очищения» христианства, возврата «к истокам». Таким образом впервые было показано не только родство манихейства со средневековыми христианскими ересями, но и его идеологическая близость со многими сектантсткими учениями в рамках современного западного христианства.


Baur. Sur le Manicheisme des Cathares. Tuebingen, 1831.
Труд Баура «О манихействе катаров», также изданный в Германии, можно считать прямым продолжением работы Вольфа, несмотря на то, что их разделяет более ста лет. В нем автор впервые доказательно изложил тезис о том, что альбигойская ересь, религия катаров были по сути не течением в христианстве, а развитием манихейства, мимикрировавшим под движение сторонников «чистого», «неискажённого» христианства.


Millot. Vie des Troubadours.
«Жизнь трубадуров» — один из самых ранних научных трудов, посвященных описанию средневековых трубадуров, их происхождения, нравов и обычаев. Помимо прочего автор указал на распространённость среди трубадуров альбигойской ереси и на её идеологическое родство с манихейством.


Schmidt. Geschichte der Albigenster.
Написанная Шмидтом «История альбигойцев» долгое время служила первоисточником по этому вопросу для всех европейских историков. В том числе этим трудом пользовался при подготовки своей магистерской диссертации Н.Осокин, и название его диссертации отсылает именно к этому изданию.


Aroux. Les Mysteres de la Chevalerie. Paris, 1858.
Книга стала первым серьезным исследованием тайных ритуалов храмовников, написанным с позиций исторического интереса, а не в целях обвинения в ереси. Автор собрал все свидетельства об особых ритуалах рыцарей Ордена Храма, как содержавшиеся в актах инквизиции, так и в т.н. «тайных» уставах Ордена.


Rousseau. Memoires sur les Ismaelites.
Записки Руссо об исмаилитах фактически неизвестны отечественным исследователям. Надо отдать должное автору — энциклопедист собрал практически все доступные в его время свидетельства об исмаилизме и исмаилитах, и сделал выводы об их взаимосвязи с «орденом» асассинов и наследниками ближневосточных манихеев.


S.de Sacy. Expose de la Religion des Druses. Paris, 1838.
Исследование по особенностям верований друзов, автор показал влияние гностических доктрин и манихейского учения на формирование религии друзов, зародившейся первоначально как течение в исмаилизме.


Hammer. Origin, Power, and Fall of the Assassins.
Обширное исследование по истории асассинов впервые познакомило английского читателя с историческими данными, а не легендами, о деятельности этой организации-«ордена». В настоящее время в западноевропейских исторических кругах ссылаться на этот труд считается «дурным тоном» в силу его «неполиткорректности», автор якобы «оклеветал» мирных исмаилитов-низаритов, хотя как минимум абсурдно отрицать террористический характер их деятельности, они до сих про служат достойным примером для исламских террористов всех мастей.


James. Dark Scenes of History. London, 1849.
Книга Джеймса “Тёмные страницы истории”, вышедшая в 1849 году в Лондоне и на следующий год переизданная в Нью-Йорке, послужила одним из основных источников для Гекеторна при работе над его книгой “Тайные общества всех веков и всех стран”. Немалый объем этого труда Джеймса посвящён описанию истории альбигойцев и ордена храмовников.


Du Puy. Condemnation of Templars. Brusseles, 1713.
Du Puy. Documents relating to the Trial of the Templars. 1650.

Две работы одного автора, посвященные подробному описанию процесса над храмовниками и последующих судебных репрессий в отношении этого ордена. Автор подробно перечисляет все специфические обвинения в ереси, предъявленные рыцарям Храма, упоминая и о специфических ритуалах, практиковавшихся ими. Книги пользовались большой популярностью в Англии у членов масонских лож шотландского обряда.


Moldenhauer. Proces-Verbal. 1791.
Немецкий источник по процессу храмовников, во многом повторяющий более ранние английские и французские, вышел в период революционных войн Франции и потому не мог не испытать на себе «влияния исторического момента», однако от этого не стал менее ценным и интересным.


Nicolai. The Templars. 1780.
Фундаментальный (для того времени) труд Николаи о храмовниках вплоть до середины XIX века был одним из основных источников сведений об этом ордене для европейской читающей публики. Автор добросовестно и подробно изложил все накопленные к тому времени сведения, не исключая и пёстрых орденских ленгенд, из-за чего рассматривать его как аутентичный источник по истории Ордена сейчас уже наверное не следует, однако особенности восприятия идеологии рыцарей-храмовников переданы достаточно верно.


Berck. Geschichte der Westphaelischen Vehmgerichte. Bremen, 1814.
История вестфальских «тайных судов» была написана и опубликована вскоре после освобождения земель Германии от французов, и дала немецкому читателю ретроспективу традиций организации тайного сопротивления в мелких германских княжествах.


Memoirs of the Secret Societies of Italy. London, 1821.
Источник по такой весьма нечасто упоминаемой теме, как тайные общества в итальянских государствах до второй трети XIX века, поскольку последующая деятельность карбонариев, нацеленная на объединение Италии, своей масштабностью заслонила их от позднейших исследователей. Автор показывает идейную взаимосвязь средневековых вальденсов и патаренов с ранними итальянскими масонами, упоминает о роли трубадурской традиции в формировании их ритуалов.


De Bock. Histoire du Tribunal Secret. Metz, 1801.
Usener. Die frei- und heimlichen Gerichte Westphalen. Frankfurt, 1832.
Hutter. Das Vehmgericht. Leipzig, 1789.
Wigant. Das Vehmgericht. Hamburg, 1825.
Koop.Verfassung der heimlichen Gerichte. Goettingen,1794.

Серия достаточно однотипных, и по большей части взаимно компилятивных источников о «тайных судах» в Германии. В совокупности дают достаточно полный охват проблемы, поскольку с тех пор новых документов по данной теме в научный оборот практически не вводилось.


Levi. La Clef des Grands Mysteres. Paris, 1861.
Одна из трёх основных оккультных книг Элифаса Леви, которая представляет определенный интерес не только в рамках изучения французского оккультизма, но и для понимания ритуальной стороны деятельности некоторых мистических организаций, в частности — ордена розенкрейцеров. По ссылке дан русский текст в виде недероботизированного перевода в формате PDF.


Suggestive Inquiry into the Hermetic Mystery. London, 1850.
Добросовестное обзорное описание т.н. герметических мистерий пользовалось большим спросом в масонских кругах британской столицы в XIX веке и выдержало несколько переизданий уже в XX веке, полное название книги — «A Suggestive Inquiry into the Hermetic Mystery with a Dissertation on the more Celebrated of the Alchemical Philosophers».


Henrichus Neuhusius. Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis. 1618.
Одна из многочисленных публикаций розенкрейцерской тематики, появившихся в первое десятилетие развития этого мистического ордена, судя по всему было инспирировано самими розенкрейцерами, в частности в качестве объяснения того факта, почему столь могущественный орден никак себя уже не проявляет, автор изложил версию, что розенкрейцеры «скрылись на Востоке» от ужасов Тридцатилетней войны.


Selmer. The Rosicrucians.
Ранний обзор деятельности розенкрейцеров, написанный, в отличии от всех предыдущих публикаций на эту тему, не с позиций апологии или критики ордена, а как историческое исследование. Автор вероятно одним из первых указал на манихейские корни некоторых розенкрейцерских доктрин, воспринятых позднее спекулятивным масонством.