Антисистемы в зеркале истории

Regula Pauperurum Commilitonum Christi Templiqne Solamoniaci
Устав Ордена Тамплиеров

Документ можно смело считать фундаментальным первоисточником по вопросу. Ознакомившись с ним внимательно, можно вполне самостоятельно сделать выводы относительно того, какого рода организацию реально представлял из себя орден храмовников. Следует также учитывать, что все современные новоделы храмовников пользуются уставами, базирующимися на данном. Источник русского перевода мне к сожалению определить не удалось, но сделан он достаточно качественно — все сложные или неоднозначные для перевода места в тексте продублированы латинскими оригинальными терминами. На том же сайте имеется авторская статья, отражающая личный взгляд хозяина сайта на проблему, однако она базируется на устаревших сведениях, в этом плане «Священная загадка» куда богаче конкретными фактами и ближе к действительности.

Разгром левой оппозиции в СССР; Письма ссыльных большевиков.
// «Минувшее». Исторический альманах, N7. АООТ «Феникс», М., — 1992.

Сборник представляет собой описание в письмах эпопеи с так называемыми «левыми уклонистами», завершившейся укреплением власти Сталина и высылкой Троцкого. Письма очень интересны для понимания внутреннего мира тех людей, которые буквально за десять лет до этих событий развязали масштабный террор против жителей своей собственной страны, а затем сами оказались жертвами собственной специфической морали. Сборник издан под редакцией уже неоднократно упоминавшегося здесь г-на Фельштинского, что безусловно следует учитывать при работе с этими документами. 

Анчуков С.В. Тайны неисследованной мятеж-войны: Россия на рубеже столетий.
Неопубликованная и необработанная рукопись, части которой публиковались в виде отдельных статей, посвящена истории русско-финских взаимоотношений и специфике восприятия России и русских в Финляндии. Автор — Анчуков Сергей Валентинович, родился в 1949 году. Профессиональный военный, ушел на пенсию из ВС РФ в звании полковника из Центра стратегических исследований ГШ ВС весной 1999 года. Академию им. М.В. Фрунзе окончил в 1982 году, проходил службу в войсках ЛенВО, МВО, ДВО, более восьми лет работал в Генштабе, кандидат военных наук.

Тоби Грин. Инквизиция: царство страха. (Inquisition: The Reign of Fear). М., АСТ, 2010 г. ISBN 978-5-17-061074-7, 978-5-403-01989-7. 
Книга представляет собой докторскую диссертацию Т.Грина по истории. При этом, как ни странно, ею нельзя пользоваться как пособием по истории инквизиции — тема, заявленная в названии, автором так и не раскрыта. В действительности автор относительно подробно рассматривает историю только Второй инквизиции и только в двух странах — в Испании и Португалии, при этом уделяя очень немного внимания собственно вопросам её происхождения деятельности, из-за чего составить себе адекватное представление о данном институте на основании этого исследования практически невозможно. Фактически это книга не об инквизиции, а о её жертвах, причём со значительным перекосом в сторону «еврейского вопроса». Однако вскользь автор упоминает немало интересных фактов, неизвестных отечественному читателю, в частности — об оргиастических практиках в иудейских сектах Нового Света, о зарождении секты-ордена иллюминатов в начале XVI века, об истоках формирования специфических культов среди негров-рабов.  Кроме того, книгу сопровождает колоссальный библиографический аппарат, который сам по себе может быть очень полезен для исследователей вопроса. 

Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2004.
Книга написана современным учёным-исмаилитом и издана на средства Лондонского института исмаилизма, а потому закономерно представляет собой апологию исмаилитского учения. Естественно, что неудобные для подобной подачи материала факты или замалчиваются, или представляются как клевета недоброжелателей и идеологических противников. В тех случаях, когда сделать ни то, ни другое не представляется возможным в силу резонансности исторических событий, автор просто отмежевывает «правильных», «хороших» исмаилитов от «плохих» и «ненастоящих», этот немудрёный приём он использует, в частности, упоминая о преступлениях против ислама карматов. В аннотации издательства декларируется, что исмаилизм «Одно из основных направлений шиитского ислама. Априори — изначально — «учение избранных», которое при всей его значительности и организованности, вплоть до 30-х годов XX века оставалось «тайной за семью печатями» не только для европейцев, но и для многих мусульман. До сих пор об исмаилизме мы могли узнать лишь из произведений его оппонентов, сознательно искажающих, а то просто не понимающих основных постулатов этого движения. Однако теперь нам представляется возможность увидеть исмаилизм во всей полноте объективного научного исследования…». Об объективности данного исследования читатели смогут составить самостоятельное суждение, однако в данном исследовании представляют несомненную ценность признание официальным апологетом исмалилизма некоторых исторических фактов, к примеру — первенства исмаилитов в деле массовой профессиональной подготовки террористов, использования в основании исмаилитской космологии античного гностицизма и иудейских ересей. Автор даёт достаточно развёрнутую картину исмаилитской идеологии и методов распространения этого учения, в частности практики «сокрытия» истиной веры его последователями и использования ими для мимикрии суфийских тарикатов. Заинтересованный читатель без труда обнаружит в изложенных особенностях раннесредневековых исмаилитских общин немало общего с характером деятельности некоторых гораздо более поздних европейских организаций.

Андрей Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Том 1. Нью-Йорк, 1960-1961 гг.
Андрей Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Том 2. Нью-Йорк, 1960-1961 гг.
Очень своеобразная книга, скорее публицистическая, нежели строго научная, но от этого не менее полезная, поскольку поставленные в ней вопросы актуальны до сих пор. В предисловии автор в частности пишет: «Казалось бы естественным, что три народа, имеющие одного общего предка и один общий исток культуры и государственности, должны бы вывести логическое заключение о своем единстве. Однако, мы наблюдаем совсем другое. Только русская (общероссийская) историография признает это единство. Украинцы предъявляют монопольные права на единонаследие культуры и государственности Киевской Руси и отрицают за великороссами какие бы то ни было на это права. Им вторит и достаточно убогая историография „кривичей» — белоруссов-сепаратистов».

При определенной тенденциозности подачи материала и наличии некоторых фактологических ошибок книга тем не менее очень полезна для понимания процессов межэтнического взаимодействия, складывавшихся на Украине на протяжении столетий. Особого внимания заслуживает подробное описание технологии «конструирования» украинской народности в Австро-Венгрии во второй половине XIX века.

Керам К. «Боги, гробницы и ученые». Роман археологии. М.,1963, СПб, «КЭМ», 1994.
C.W. Ceram «Gotter, Graber und Gelehrte». Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.

Научно-популярная книга, в которой очень много от приключенческого романа. Может служить хорошим популярным источником по истории древнейших антисистем Египта, поскольку любые другие упоминания о них можно встретить только в узкоспециальной литературе.

Х.А.Льоренте. История испанской инквизиции.
Фундаментальная работа, советским изданием которой от 1936 года систематически пользовался Л.Н.Гумилев. Это наверное самый полный обзор процессов и описание процессуальных норм инквизиции, рассматривается история создания ордена доминиканцев. Автор длительное время трудился секретарем трибунала испанской инквизиции, занимал другие ответственные посты, имел доступ к архивам инквизиции, а затем стал «вольным каменщиком». Соответственно с этих позиций и освещает процессы над собратьями по цеху, но дает при этом достаточно объективную картину, вскользь упоминая факты, у других авторов вообще не встречающиеся.

Erich Maschke. Der Deutsche Ordensstaat. Gestalten seiner grossen Meister. Hamburg, 1935.
Эрих Машке. Государство Немецкого ордена. Портреты великих магистров.

Замечательное издание времен третьего рейха, отражающее особенности восприятия истории так сказать «изнутри», и кроме того содержащее немало интересных для современного читателя сведений. Ссылка публикуется благодаря одному из создателей сайта Gumilevica А.Родионову.

Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ (Книга о правлении). Главы 1-5.
Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ (Книга о правлении). Главы 6-17.
Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ (Книга о правлении). Главы 18-40.
Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ (Книга о правлении). Главы 41-44.
Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ (Книга о правлении). Главы 45-51.
Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ (Книга о правлении). Послесловие и комментарии.
Один из древнейших первоисточников по истории этнических антисистем, автор помимо прочего описывает развитие и гибель антисистемы маздакитов в Иране. Данная редакция текста относится к XIII веку. К этой книге систематически обращался Л.Н.Гумилев при написании ряда своих трудов, в частности — «Этногенез и биосфера Земли» и «Тысячелетие вокруг Каспия». Выражаю благодарность нашей читательнице Виктории за эту ссылку.

С.Г.Нечаев. «Катехизис революционера». Женева, 1869 г.
//Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. М., Археографический центр, 1997.

Замечательный документ своей эпохи, наглядно иллюстрирующий «гуманизм» и приверженность «общечеловеческим ценностям» российских «борцов за свободу». Как известно, именно его автор стал прототипом для главного героя романа Достоевского «Бесы». Приведу фрагмент аннотации издательства:»Первоначально заглавие отсутствовало и появилось как обозначение этого документа в ходе процесса над нечаевцами в 1871 г. Кружок С.Г.Нечаева (1847–1882), сына провинциального мещанина, возник в Петербурге в конце 1868 г., в атмосфере студенческих беспорядков, когда вновь активизировавшееся революционное подполье пыталось взять реванш за разгром, последовавший после выстрела Каракозова. С 1869 г. Нечаев живет за границей, сближаясь с М.А.Бакуниным и Н.П.Огаревым, участвует выпуске целого комплекса прокламаций. Входящий в этот комплекс «Катехизис революционера» является плодом коллективного творчества, вобравшим в себя идеи не только Нечаева, но и Бакунина, и П.Н.Ткачева, которым принадлежат базовые положения «революционного макиавеллизма». В «Катехизисе» впервые в русской истории была сформулирована программа широкомасштабной террористической деятельности. Революционная практика Нечаева выразилась в основанной им организации «Народная расправа» (осень 1869 г., Москва). Инспирированное руководителем убийство члена организации студента Иванова привело к судебному процессу над нечаевцами, имевшему широкий резонанс в русском обществе. «.

Н.Осокин История альбигойцев и их времени. М.: ООО «ФИРМА «ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ», 2000
К сожалению, по указанному адресу находится только фрагмент книги, всю ее целиком мне обнаружить не удалось. Приведу аннотацию издательства к книге: «Автор этой книги, Николай Алексеевич Осокин,(1843-1895) — один из самых одаренных историографов России, обладавший поистине поразительной способностью обращать сухие исторические факты не просто в научные труды, но в книги — живые, интересные, увлекательные для самых широких кругов читателей. Перед вами — самое капитальное из исследований, посвященных истории альбигойской ереси и альбигойских войн. Исследование уникальной философской концепции альбигойцев — людей, веривших, что истинное человеческое бытие намного превосходит повседневный, привычный мир.»
Полный текст книги в нашем блоге.

Отто Ран. Крестовый поход против грааля (Kreuzzug gegen den Gral). М., АСТ, 2004. ISBN: 5-17-011582-2. 
Книга послужившего прообразом для кинематографического образа Индианы Джонса профессионального разведчика и археолога, оберштурмфюрера СС, сотрудника Анненэрбе Отто Рана вышла в 1933 году, но сохранила свою актуальность до сих пор, в частности, именно она подтолкнула в своё время Байджента, Рея и Линкольна к разработке темы «Священной загадки Европы». Исследование Рана посвящено истории Альбигойских войн и написано с прокатарских позиций, но от этого оно становится ещё более ценным, поскольку, когда автор приводит некоторые явно нелицеприятные факты — его трудно обвинить в предвзятости к альбигойцам. В отличии от многих современных публикаций т.н. «медиевистов» по данной теме, Отто Ран избегает откровенно абсурдных и мистических сюжетов (хотя собственно сектантской и христианской мистике в книге уделено немалое место), и при явно благожелательном отношении к катарам старается быть объективным, не впадая в апологию. Автор наглядно и доказательно показывает генетическую связь катаризма с богумильством (огульно отрицаемую некоторыми современными «исследователями») и вкратце затрагивает историю северных катаров, существование которых как самостоятельное явление в контексте альбигойских войн многие авторы просто игнорируют. Приведу фрагмент предисловия Рана к пятой части книги: «Катаризм был дуалистическим по своей сути движением, распространенным по всей Европе. Но чтобы не выходить за заданные рамки, в настоящей работе не обсуждается, почему катарские секты были организованы на одинаковых принципах от Балкан до Кельна и Тулузы, что длительное время укрепляло их в ожидании решительной битвы с Римом и Парижем. Я также не принимал во внимание широко распространенное представление о том, что романский катаризм — как и движение альбигойцев — был в основе разновидностью богомильства, созданного еретиками-славянами. Сходные мнения по этому вопросу (отличающиеся от моих рассуждений) можно найти в каждой работе по катарам, в частности — у Шмидта и Дёллингера. Мне значительно ближе представление о самостоятельном происхождении движения альбигойцев, основанное на моем внимательном изучении фактов, которым ранее не придавали большого значения и которые, по моему мнению, должны быть выдвинуты на первый план, в сравнении с влиянием восточноевропейского катаризма. Это следует отметить специально. В своей книге я не ставил задачу привести исчерпывающе полную сводку огромного материала: такое просто невозможно. Но все же было необходимо проанализировать с единой точки зрения многие аспекты, которые до сих пор рассматривали раздельно. »  

Н.Н.Смоленцев-Соболь. Православие и Орден Храма.// Журнал «Самиздат», 2005.
Довольно интересный взгляд на проблему изложен в эссе, вне зависимости от специфических идейных воззрений автора он приводит немало интересных фактов из истории не только храмовников, но и альбигойской и богумильской ересей, проводит сравнительный анализ морфологических аналогий в идеологической структуре тамплиерства и исмаилитства. Данная работа будет полезна для всех, интересующихся этой проблематикой.

И.Солоневич. Диктатура импотентов. Социализм, его пророчества и их реализация.
Известная работа Ивана Солоневича, как и все прочие написанная им с позиций «твердокаменного» антикоммунизма, где-то граничащего уже с русофобией, и посвященная исследованию проблемы «научного» социализма/коммунизма. Однако при этом автор излагает немало интересных и вполне современных мыслей о глобализационных процессах, о роли интеллигенции в русской революции, об исторических истоках революционной философии. Приведу вместо аннотации слова Достоевского, цитируемые Солоневичем: «Дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить новое, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое, бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями человечества прежде, чем будет завершено… Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов».

Сулимов С.И. Доктрина «Белого Лотоса» как иллюстрация антисистемы.// Культурология: пересечение научных сфер /Сб. статей. – Воронеж : типография Воронежского ЦНТИ, 2012. – Вып. 7. – С. 167-178.
Первая статья из цикла работ о китайской организации «Белый Лотос», посвящённая анализу религиозной доктрины этого движения. Автор вскрывает органические связи синкретической идеологи «Белого Лотоса» с манихейством, апокрифическим даосизмом, буддизмом и традиционным конфуцианством.  

Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Философия, культурология, социология, социальная работа». № 4 (33). Чита, 2010.
Записки включают научные сообщения Алексеева Д.С. «Опричнина как этническая агрессия», Казаченко Е.В. «Нетрадиционные религиозные общества и секты в России» и ряд других интересных материалов. Текст по ссылке представлен в формате PDF.

Маршалл Г. С. Ходжсон. Орден ассассинов : борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб., «Евразия», 2004.
Marshall G. S. Hodgson. The order of Assassins; the struggle of the early Nizârî Ismâʻîlîs against the Islamic world. ‘s-Gravenhage, Mouton, 1955.

Книга чикагского профессора была хронологически одной из первых западных публикаций (выходивших в большинстве своём при финансовой поддержке Лондонского института исмаилизма), основной задачей которых была реабилитация ассасинов и ревизия их истории с целью коррекции их традиционного восприятия как террористической организации и формирования положительного образа этих прямых предшественников современного исмаилизма. Собственно, это была вообще единственная серьёзная научная работа, вышедшая при жизни автора — более широко известный труд «The Venture of Islam» (известный в России под названием «История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней») вышел только через шесть лет после его смерти и по сути представлял собой компилятивную работу его учеников. В предисловии к русскому изданию говорилось: «…подлинная история ассассинов несравненно сложнее и интереснее сложившегося стереотипа: она включает в себя прежде всего не политические убийства (они, к сожалению, практикуются повсюду), а борьбу мировоззрений, напряженный духовный поиск (на практике вылившийся в создание жесткой иерархической структуры), возможно, повлиявший – через рыцарей-крестоносцев – и на мистические устремления европейцев». Не может не вызвать интереса у пытливого читателя — каким именно образом «напряжённый духовный поиск» должен привести в итоге к созданию «жёсткой иерархической структуры» явно тоталитарного плана, хотя нельзя не согласиться с тем, что знаменитые убийства, составившие громкую славу ассасинам, были всего лишь закономерным побочным продуктом их духовных исканий. В этом отношении данный труд можно совершенно обоснованно рассматривать как идейного и методологического предтечу современных многочисленных «адвокатов терроризма». По ссылке доступны в формате PDF первая глава первого русского издания и полный текст репринта 1980 года первого англоязычного издания 1955 года.

Aroux. Les Mysteres de la Chevalerie. Paris, 1858.
Книга стала первым серьезным исследованием тайных ритуалов храмовников, написанным с позиций исторического интереса, а не в целях обвинения в ереси. Автор собрал все свидетельства об особых ритуалах рыцарей Ордена Храма, как содержавшиеся в актах инквизиции, так и в т.н. «тайных» уставах Ордена.

Hammer. Origin, Power, and Fall of the Assassins.
Обширное исследование по истории асассинов впервые познакомило английского читателя с историческими данными, а не легендами, о деятельности этой организации-«ордена». В настоящее время в западноевропейских исторических кругах ссылаться на этот труд считается «дурным тоном» в силу его «неполиткорректности», автор якобы «оклеветал» мирных исмаилитов-низаритов, хотя как минимум абсурдно отрицать террористический характер их деятельности, они до сих про служат достойным примером для исламских террористов всех мастей.

Millot. Vie des Troubadours.
«Жизнь трубадуров» — один из самых ранних научных трудов, посвященных описанию средневековых трубадуров, их происхождения, нравов и обычаев. Помимо прочего автор указал на распространённость среди трубадуров альбигойской ереси и на её идеологическое родство с манихейством.

Moldenhauer. Proces-Verbal. 1791.
Немецкий источник по процессу храмовников, во многом повторяющий более ранние английские и французские, вышел в период революционных войн Франции и потому не мог не испытать на себе «влияния исторического момента», однако от этого не стал менее ценным и интересным.

Nicolai. The Templars. 1780.
Фундаментальный (для того времени) труд Николаи о храмовниках вплоть до середины XIX века был одним из основных источников сведений об этом ордене для европейской читающей публики. Автор добросовестно и подробно изложил все накопленные к тому времени сведения, не исключая и пёстрых орденских ленгенд, из-за чего рассматривать его как аутентичный источник по истории Ордена сейчас уже наверное не следует, однако особенности восприятия идеологии рыцарей-храмовников переданы достаточно верно.

Du Puy. Condemnation of Templars. Brusseles, 1713.
Du Puy. Documents relating to the Trial of the Templars. 1650.

Две работы одного автора, посвященные подробному описанию процесса над храмовниками и последующих судебных репрессий в отношении этого ордена. Автор подробно перечисляет все специфические обвинения в ереси, предъявленные рыцарям Храма, упоминая и о специфических ритуалах, практиковавшихся ими. Книги пользовались большой популярностью в Англии у членов масонских лож шотландского обряда.

Rousseau. Memoires sur les Ismaelites.
Записки Руссо об исмаилитах фактически неизвестны отечественным исследователям. Надо отдать должное автору — энциклопедист собрал практически все доступные в его время свидетельства об исмаилизме и исмаилитах, и сделал выводы об их взаимосвязи с «орденом» асассинов и наследниками ближневосточных манихеев.

Schmidt. Geschichte der Albigenster.
Написанная Шмидтом «История альбигойцев» долгое время служила первоисточником по этому вопросу для всех европейских историков. В том числе этим трудом пользовался при подготовки своей магистерской диссертации Н.Осокин, и название его диссертации отсылает именно к этому изданию.